Наша подписка

Подписаться на рассылку "Как же поступить в Театральный ВУЗ?"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Наш Skype

Skype Me™!

Мы в сети

youtube

youtube

facebook






Фотогалерея

Фото 18
Image Detail

Счетчики

Рейтинг@Mail.ru
Блог Эльдара Тагиева

Итак, я  поддался всеобщему веянию, уговорам жены, которая почему-то считает меня способным, а иногда – талантливым (по настроению)   беллетристом, и решился на создание своего блога. Понятие «блог» я не понимаю, в словарь и википедию лезть лень. По мне, лучше озаглавить эту писанину  «дневником» или «записками». У Тургенева  были «Записки охотника»? У меня будут «Записки охотника за талантами».

Честно говоря, - запоздалое решение, надо было бы начать вести записи годика 22 назад, когда я только начинал свою педагогическую деятельность, но тогда я не предполагал, что она затмит мне (или почти затмит) театр, съемки в кино, работу на телевидении, радио… Да, и Интернета тогда не было в помине. Нет, конечно же, вся эта исполнительская работа осталась, но если 22 года она  занимала 80% моего профессионального времени, то сейчас – наоборот: педагогика вырвалась на лидирующую позицию.

Мне исполнилось пятьдесят (ужас!!!), два месяца назад, и я решил больше не разбрасываться, а делать то, что у меня получается лучше всего, на мой взгляд. А именно – увеличить процент времени, посвященного актерской педагогике, подготовке абитуриентов  в театральные ВУЗы и ВГИК на актерский и режиссерский факультеты, тренингам по актерскому мастерству, риторике, коммуникациям, и если Бог даст  терпения и вдохновения – объединить этот опыт в некий письменный труд. Я разработал собственную методику подготовки, и, надеюсь, она будет интересна многим. И данные «записки», надеюсь, станет неким прообразом  книги,  в которой я попытаюсь обобщить свои актерские, режиссерские, коммуникативные, ораторские навыки и свою методику, которые долгие лета «навязывал» своим ученикам, слушателям моих семинаров и тренингов.

Заранее,  хочу поблагодарить заочно не только к своих учителей: н.а. СССР проф.Н.А.Анненкова, н.а.СССР проф. Ю.М. Соломина, проф. М.Н. Гладкова, доцента кафедры мастерства актера Щепкинского училища Л.В. Цукасову, всем педагогам по сценической речи, вокалу, движению ВТУ при Малом театре. но и людям, большим актерам, режиссерам, с которыми меня сталкивала жизнь, и сказать им огромное спасибо за тот опыт и знания, которые они бескорыстно подарили мне. Кого-то из них уже, к несчастью, нет с нами: О.И. Янковский, А.Г. Абдулов, Б.Ш.Окуджава… Но большинство – живы и, дай им Бог здоровья!

Спасибо моим ученикам! Да-да, - ученикам, не секрет, что мы учимся у своих учеников, порой, «воруя», копируя у них интересный жест, паузу, интонацию, мизансценическое решение… А порой – они делают нас моложе, и мы острее чувствуем жизнь.

Заканчиваю предисловие и перехожу к событиям. Что из этого получится – сейчас трудно сказать. Я буду с возможной регулярностью описывать свои занятия с абитуриентами, актерами, описывать тренинги, которые веду. Все имена учеников я изменю. Думаю, стоит это сделать из этических соображений, но все остальное, я постараюсь, будет правдой и живой мыслью.



Интересный случай об ораторском мастерстве и цензуре
Блог Эльдара Тагиева

Сегодня рано утром с нашим администратором связалась девчушка из LifeNews с просьбой ко мне "озвучить" в эфире инициативу депутата Неверова о том, что на предстоящих выборах кандидаты в депутаты ОБЯЗАНЫ будут сами (а - не представители, как было ранее) участвовать в теледебатах. Попросили поговорить минут 5 (я - по скайпу, ), ответить на пару вопросов ведущей новостного блока. 
Два раза, дабы убедиться, я переспросил: "Прямой ли эфир?" Мне дважды заверили, что "да" и попросили быть на скайпе с 11 утра. Через минут пять перезвонила редакторша и продиктовала вопросы, которые мне задаст ведущая:

1. Кого из политиков последнего десятилетия я, как профессионал, считаю ярким спикером, умеющим вести дебаты с оппонентом? (И базапелляционно заявила, чтобы фамилии Немцова, Навального и прочих(!) "этих" не прозвучали).

2 Что я, как специалист по публичным выступлениям, могу порекомендовать кандидатам, которым предстоит выступать в теледебатах?
Сказали напоследок, что минуты а де до эфира мне перезвонят.
Я частенько работаю в режиме скайпа, быстренько настроил его, внес в список контактов технического работника "Life News", коротаю время за чашкой кофе....
В начале двенадцатого трехминутная готовность, проверили, как я выгляжу на экране со своей вмонтированной в ноут камеры, проверили звук...
Слышу подводку диктора: "Сегодня Государственная Дума рассмотрит законопроект обязывающий всех кандидатов, идущих на выборы самостоятельно принимать участие в теле и радиодебатах... Дебаты зародились еще во времена Древней Греции... Первые телевизионные дебаты состоялись в США между Никсоном и Кеннеди...

И у нас в стране, эта форма предвыборной борьбы была популярна в начале и середине 90-х годов.... И вот сегодня по инициативе...... рассмотрит..... У нас на связи ведущий специалист

....... Здравствуйте, Эльдар!
(далее попытаюсь дословно):


- Доброе утро, Ирина!


- Эльдар Рафикович, на ваш взгляд, кого из политиков,вы, как профессионал, считаете наиболее ярким спикером, умеющим не просто выступать, но и вести конструктивные дебаты с оппонентом? 


- К сожалению, таких политиков можно пересчитать по пальцам одной руки... Почему-то, многие мои коллеги, отвечая на этот вопрос сразу вспоминают В.Жириновского. В чем-то это справедливо. На фоне серой массы он безусловно выделяется своим эпатажем, неким артистизмом, высокой энергетикой. Он знает законы телевидения, шоу-бизнеса и порой удачно ими пользуется...

Мне симпатична, как спикер, Ирина Хакамада, она умеет вести как дискуссию, так и полемику. Речь ее структурирована, она грамотно использует "закон триады", приводя аргументы и контраргументы... Она - эмоциональна,но при этом, не растекается по древу, умеет держать зал, пользуется различным голосовым диапазоном...
(Ирина перебивая)...- Жириновский, пусть, по вашему мнению - Хакамада, и....


- Надеюсь, что в новом созыве, когда депутаты будут избираться не только по партийным спискам, но и по мажоритарным округам, мы увидим не только ярких политиков, но и ярких ораторов.


- Ладно, оставим эту тему... А не подскажите ли вы, что является главным для кандидата, идущего на дебаты, для побебы над оппонентом?
- Главное, - не какие-то технические навыки и умение пользоваться элементами "черной риторики". Главное, для победы в дебатах - искренность и правда. Вы сами, Ирина, работаете на телевидение, наверняка, знаете, что экран гипертрафирует, имеет свойство возводить в некую степень как "плюсы", та и "минусы" выступающего.

Любой выступающий должен помнить и знать, что человеческая природа правды и лжи считывается с экрана гораздо проще нежели в жизни. И первое о чем стоит помнить выступающемк по ТВ - о собсвенной невербальной подаче. Именно она выдает выступающего, когда он лукавит, не искренен, В чем это проявляется? Я давно изучаю и серьезно занимаюсь, так называемой, "Теорией лжи". Меня сразу настораживает оратор начинающий ответы на вопрос с мелких жестов-паразитов: почесывания кончика носа, мочки ушей. У нас это называется "белый шум".

И этот "белый шум" - первый признак того, что выступающий не уверен в своей позиции. Часто эта неуверенность обнаруживается и в вербальных проявлениях, с целью скрыть свою неуверенность и заставить нервничать задающего вопрос: Например, вам задают неудобный вопрос, а вы вместо ответа спрашиваете: "Сейчас я отвечу на Ваш вопрс, но, простите, запамятовал, как вас зовут?" Или отвечая, не зная что сказать, вдруг обратиться к спрашивающему: "Какие фамилии Вы там еще называли?..." А уж если выступающий ежесекундно начинает прочищать горло, откашливаться, опуская при этом голову вниз - это признак не просто неуверенности, это признак - чистого вранья. Добавлю к этому...
(резкий крик Ирины на всю студию) Хватит! Мы обратимся к другому специалисту, настоящему профессионалу!!!!!!!!
Дальше -тишина.
Меня вырубили!
И, конечно, обманули - это был не прямой эфир, не что я очень рассчитывал... Эта была заштатная запись. 
Даже в новостной ленте они подвергают себя цензуре. Как бы чего не вышло...

Увы...

 
ПОТРЯСАЮЩИЙ ПО ПРОСТОТЕ И ОТЧАЯНЬЮ ВИДЕОРОЛИК.
Блог Эльдара Тагиева

 
В нем простой и единственный вопрос к прохожим: "Кто сегодня оппозиция власти?" Ответы москвичей впечатляют. Посмотрите, обязательно. Ролик короткий - менее 2 минут.
Я никогда не употреблял, ни разу, слово "Ватник". Избегал его: и в публикациях, и в речи - даже по отношению к самым зарвавшимся оппонентам. Мне казалось, что унизив оппонента этим низкопробным словечком, я сам опущу свою нравственную планку. 


Но, посмотрев этот ролик, понял, что "ватник" - вовсе не оскорбление. Это слово можно и нужно употреблять! "Ватник" - не одежда, не прилипшая кликуха. Как есть в физике три состояния: твердое, жидкое и газообразное, так, наверное, есть, не физические, правда, состояния человеческого духа. 
Русский язык, как всегда, не подвел: более точного определения души, исполосованной государственной пропагандой, родительской пропагандой "моя хата - с краю", школьной пропагандой "будь, как все, встать парами, по росту!" - не подобрать.

 

И поражает даже не незнание у большинства ответа на вопрос, а та энергетика с которой даются ответы. Энергетика ваты. "У нас нет оппозиции" - говорит это мягкое, ватное большинство. Не возмущается, не заламывает рук, не кричит об этом, а вяло констатирует: "Нет ее у нас..." 
И это в лучшем случае. А другим она и не нужна: "А зачем?" Это уже - утрамбованная вата.


Вату утрамбовывают в боксерские груши и тренируют удары, колошматя по ней кулаками. Через ватные подушки удобно стрелять в спящего, вата поглощает шум. Плотной ватой затыкают уши, чтобы не слышать, не отвлекаться, не обращать внимания...


Виновны ли мы в своей пассивности и слепоте? Виноваты ли в нежелании думать и определять ценности? Что ищем? И способны ли хоть что-то искать? 


"Что я ищу? Нет мне ответа!" - так горько писал Виктор Астафьев в финале своего великого романа. 


А мы, сохранили ли мы, как народ, как общность, как нация, как люди, - простой человеческий навык : "искать"? Или первым делом каждое утро привычно хватаем утрамбованные ватные тампоны для ушей и засовываем их поглубже?

Астафьев искал, но не находил. Мы даже не ищем...


Адрес ролика:  https://youtu.be/rHPr3Udw8yw

 
. Подписывайтесь на наш канал на ЮТУБе:  https://www.youtube.com/user/masterst...

 
ПОТРЯСАЮЩИЙ ПО ПРОСТОТЕ И ОТЧАЯНЬЮ ВИДЕОРОЛИК.
Блог Эльдара Тагиева

 
В нем простой и единственный вопрос к прохожим: "Кто сегодня оппозиция власти?" Ответы москвичей впечатляют. Посмотрите, обязательно. Ролик короткий - менее 2 минут.
Я никогда не употреблял, ни разу, слово "Ватник". Избегал его: и в публикациях, и в речи - даже по отношению к самым зарвавшимся оппонентам. Мне казалось, что унизив оппонента этим низкопробным словечком, я сам опущу свою нравственную планку. 


Но, посмотрев этот ролик, понял, что "ватник" - вовсе не оскорбление. Это слово можно и нужно употреблять! "Ватник" - не одежда, не прилипшая кликуха. Как есть в физике три состояния: твердое, жидкое и газообразное, так, наверное, есть, не физические, правда, состояния человеческого духа. 
Русский язык, как всегда, не подвел: более точного определения души, исполосованной государственной пропагандой, родительской пропагандой "моя хата - с краю", школьной пропагандой "будь, как все, встать парами, по росту!" - не подобрать.

 

И поражает даже не незнание у большинства ответа на вопрос, а та энергетика с которой даются ответы. Энергетика ваты. "У нас нет оппозиции" - говорит это мягкое, ватное большинство. Не возмущается, не заламывает рук, не кричит об этом, а вяло констатирует: "Нет ее у нас..." 
И это в лучшем случае. А другим она и не нужна: "А зачем?" Это уже - утрамбованная вата.


Вату утрамбовывают в боксерские груши и тренируют удары, колошматя по ней кулаками. Через ватные подушки удобно стрелять в спящего, вата поглощает шум. Плотной ватой затыкают уши, чтобы не слышать, не отвлекаться, не обращать внимания...


Виновны ли мы в своей пассивности и слепоте? Виноваты ли в нежелании думать и определять ценности? Что ищем? И способны ли хоть что-то искать? 


"Что я ищу? Нет мне ответа!" - так горько писал Виктор Астафьев в финале своего великого романа. 


А мы, сохранили ли мы, как народ, как общность, как нация, как люди, - простой человеческий навык : "искать"? Или первым делом каждое утро привычно хватаем утрамбованные ватные тампоны для ушей и засовываем их поглубже?

Астафьев искал, но не находил. Мы даже не ищем...


Адрес ролика:  https://youtu.be/rHPr3Udw8yw

 
. Подписывайтесь на наш канал на ЮТУБе:  https://www.youtube.com/user/masterst...

 
Типы сложныхх собеседников
Блог Эльдара Тагиева

     Собеседник, который вынашивает скрытые планы.

 

С людьми такого плана нам следует быть как можно более осторожными. Даже обычное свидание, на которое он нас может пригласить, обычно проходит под каким-нибудь предлогом. Что поделать, если у них такой принцип в жизни… но мы же будем внимательными и проницательными слушателями, не так ли? Поэтому и причину такой встречи нам будет не так уж и сложно узнать.

Встречаясь с людьми такого типа, следует внимательно следить за ходом беседы. Если вдруг нам становится заметно, что разговор переходит в другое русло, сразу же должен сработать автомат защиты и перевести нас на прежний курс.

italiens-regierung-beschliesst-neues-anti-korruptions-gesetz-image 580x325

Психология — это выражение словами того, чего нельзя ими выразить.
Джон Голсуорси 

Доморощенный психолог.

Интересный объект, который всегда пытается провести анализ всех явлений и событий. Такой «психолог» всегда ищет ответы на свои домыслы, а их у него очень много. Ну что же, подыграем и в этот раз, такому типу людей, рассказав ему что-нибудь, похожее на «Как же тонко вы подметили! Из вас получился бы замечательный психолог!» или «Какой же вы проницательный, а я даже и не подумал об этом…»

Везунчик. Такой тип людей обычно уже достиг определенных высот. Конечно же, он попытается рассказать всем о своем успехе, даже, несмотря на то, что никто его не собирается слушать. Что тут можно сказать… наверное, еще нет такого приема, который помог бы бороться с тем человеком, который собрался всем рассказать о причинах своего успеха. Хотя, нет… Помочь сможет физическая сила, причем грубая. Но это, конечно же, юмор. На самом деле следует спокойно сидеть и черпать для себя положительные моменты. А вдруг в них  будет что-то действительно стоящее.

 
Выйди из зоны комфорта - и стань победителем!
Блог Эльдара Тагиева

 Физик Ландау был очень стеснительным человеком. Он ходил по улице 25 октября по Невскому проспекту, подходил к людям и задавал разные вопроси.

Например, а что Вы сегодня завтракали или, что Вам ночью приснилось. Он делал это для того чтобы пересилить свою стеснительность.

i

Выйти из своей зоны комфорта. Так он боролся со своим страхом, этот оратор очень боялся публичных выступлений, даже общения с друзьями. Он одевал разные костюмы.

Публичное выступление  - это всегда выход оратора из зоны комфорта в зону некомфорта. Это нужно тренировать. Можно подходить к людям на улице и задавать вопросы, можно рассказать анекдот в малознакомой компании, скажите тост в гостях.

Пересильте себя! Выйдите из зоны комфорта и станьте победителем! Это поможет Вам в будущем перед публичным выступлением вспомнить эти маленькие сцены и выступить хорошо.

 

Какие еще есть приемы снятия страха перед публичным выступленыем?

Попробуйте принизить степень важности вашего выступления, дорогие ораторы и актеры! Попробуйте возвысить самого себя, как оратора и актера!

Нужно верить в себя, ораторы  и воспитывать эту веру! Можно еще использовать такой прием – как «унижение аудитории».

Представьте себе, актеры и ораторы, что перед Вами сидят не деловые люди, а просто зайчики с розовыми ушками. Это психологические приемы как выйти из зоны комфорта перед публичным выступлением.  Есть и дыхательние приемы. 

Можно сделать теплый вдох носом и медленно выдохнуть ртом. И так много раз. Есть и физические приемы, которые помогают выйти из зоны комфорта. Например, сделать несколько отжиманий, приседаний, пройтись по лестнице. 

Очень помогает, когда оратор прислоняется спиной к стене, всем телом. Можно еще покричать, это тоже помогает выйти из зона комфорта перед публичным выступлением. Успеха Вам!

 

 
Отрывок из электронной книги Эльдара Тагиева
Блог Эльдара Тагиева

Человек вообще устроен так, что сначала он смотрит, КТО говорит, потом оценивает, КАК говорит, а только после этого прислушивается к тому, ЧТО говорит его собеседник. Психологами установлено, что первое впечатление о человеке на 55% зависит от визуальных ощущений, от «языка жестов», на 38% зависит от тона и тембра голоса, и всего на 7% - от смысла произносимых им слов. Наши интонации красноречивее слов расскажут собеседнику о наших настроениях и самочувствии, выражение лица – о наших переживаниях, наша поза «выдаст» наши намерения прежде , чем мы их огласим. Невербальное сообщение редко обманывает, его труднее контролировать, чем вербальное, так как управляет «невербальщиной» - бессознательные процессы.

С другой стороны, внимательно наблюдая за собеседником, мы можем получить о нем гораздо больше той информации, которую он изложил словами. Но не будем забывать, что «они» нас тоже считывают! Поэтому при деловом общении так важно привести себя в состояние конгруэтности (естественности).

  

Демонстрируемое поведение должно отвечать внутренним установкам, смысл произносимых слов – тому, как они произносятся, и что при этом делается. Если такого соответствия нет, на невербальном уровне мы очень быстро выдадим свое истинное состояние, и собеседник почувствует эту внутреннюю рассогласованность и «прочтет», что самое обидное, и порой непоправимое, - как неискренность.

                         Кратко (выводы): Установлению хорошего первоначального контакта с деловым собеседником способствуют:

«правильный» внешний вид

«правильное» сочетание манер, позы, жестов, мимики и жестов, зрительного контакта

«правильные» громкость, тон и тембр голоса.

энергетика речи

«правильная» организация пространства.

                                     Модальность. Сенсорные предпочтения.

Невербальные сенсорные ключи.

Так же как и слова, - язык тела и особенности речи отражают наши сенсорные предпочтения или способ мышления,

Человек с ярко выраженным визуальным типом представления обычно говорит быстро, высоким голосом и часто дышит.

Человек аудиального типа, скорее всего, будет говорить значительно медленнее, бархатистым голосом с заметным грудным резонансом, а также, возможно, будет сопровождать свою речь ритмичными движениями рук. Порой переходящих в «белый шум»: например, будет постукивать ручкой о стол или качать ногой). Может быть. При этом он примет естественную позу, немного наклонив голову.

Человек кинестетического типа, вероятно, будет говорить медленно и несколько монотонно, дышать в замедленном темпе, смотреть в землю – прежде чем ответить, скорее, как бы, осязая нечто, нежели представляя себе это зрительно или прислушиваясь к тому, что происходит внутри него.

Если вы сможете понять. Каковы сенсорные предпочтения ваших коллег или каких-либо других людей, это даст вам явные преимущества при общении с ними. Вы гораздо быстрее и легче сможете подстроиться к своему собеседнику, что позволит вам повысить степень контакта.

                                 Как понять собеседника по движению глаз.

Существует еще один способ определения сенсорных предпочтений собеседника – по движению его глаз. Глазные яблоки движутся в соответствии с тем, какой сенсорный процесс в данный момент протекает в сознании. В большинстве случаев это достижение служит достаточно надежным индикатором того, как именно работает сознание конкретного человека.

Движение глазных яблок вверх происходит при преобладании визуальных процессов, а в сторону – при преобладании аудиальных. Взгляд, направленный вниз, обычно связан с кинестетическими ощущениями или с внутренним диалогом.

Характер движений глаз также зависит от того, происходит ли процесс припоминания, или же звуковые или зрительные образы возникают вновь, как, например, при прокручивании возможных сценариев, касающихся чего-то такого, чего прежде с вами никогда не случалось.

Вы можете прямо сейчас попробовать применить на практике описанные выше приемы, что, несомненно, обогатит ваш опыт общения. Правда, это потребует от вас некоторой сноровки. Вы должны будете отмечать наиболее часто повторяющиеся у вашего собеседника словосочетания и наиболее характерные для него жесты, движения глаз и т.п.

Кроме того, вам надо будет на ходу разбираться в значении отмеченных особенностей речи и поведения собеседника. Движения глаз могут быть слишком быстрыми, иногда трудно бывает решить, какие из этих движений доминируют.

Удобнее выполнять разные упражнения по очереди: например, в один день, следя только за движениями глаз собеседника, а на другой день – прислушиваясь к характерным для него словосочетаниями. Когда вы в достаточной мере освоите эти приемы и сможете без особого труда определять, к какому сенсорному типу относятся ваши ежедневные собеседники, то их привычная манера речи станет для вас гораздо более информативной. Сделанное вашим собеседником замечание «теперь я вижу, что вы имели в виду», скорее всего означает, что ваш собеседник представляет мир в виде визуальных образов. А замечание типа: «Звучит классно!» означает что перед вами, наверняка, человек с преобладающим аудио-сенсерном каналом восприятия. А замечания созвучные по смыслу «Приятно ощутить…», «С удовольствием отмечу…» - что вы столкнулись с кинестетиком.

                     Несколько полезных советов.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам определить характер сенсорных предпочтений тех людей, с которыми вам приходится общаться, вести переговоры, вступать в деловые взаимоотношения.

Прислушайтесь, какими именно предикатами (особенные, свойственные этому индивидууму слова и словосочетания) пользуются эти люди в своей повседневной речи. Эти предикаты могут относиться к трем основным модальностям – зрению, слуху или осязанию. Обратите внимание, не доминирует ли среди этих модальностей какая-то одна (или две). Соответственно отметьте, предикатами какого типа ваши собеседники предпочитают не пользоваться.

Внимательно изучите отчет или какое-либо письмо, написанное интересующим вас человеком. Проанализируйте этот документ на предмет характерных предикатов. В письменной речи, как и в устной, мы склонны употреблять некие характерные обороты, отражающие способ нашего контакта с реальностью.

Начните сами использовать в разговоре некоторые характерные для собеседников словосочетания, подстраиваясь под тех людей, сенсорные предпочтения, подстраиваясь под тех людей, сенсорные предпочтения которых вам уже известны, и понаблюдайте за эффектом своих действий. Вероятно, в самом скором времени вы поймете, почему в разговоре с человеком, обладающим кинестетическим типом восприятия, следует произносить фразы типа «я ухватил вашу идею» или «мне немного не по себе от этого». Вы сами увидите, насколько повысится уровень вашего контакта с подобным собеседником, даже если раньше вам казалось, что с этим человеком невозможно общаться.

Оцените значение невербальных характеристик поведения (в том числе движения глаз) вашего собеседника. Помните о характере сенсорных предпочтений ваших коллег, начальников или клиентов, общаясь с ними,, готовя для них отчеты или служебные записки. Используйте соответствующие сенсорные предикаты. Инициатива движения навстречу собеседнику должна принадлежать инициатору общения.

 

x 3f2d6663

Каковы ваши собственные сенсорные предпочтения?

Попробуем разобраться с вашими собственными сенсорными предпочтениями. Возможно, вы склонны к зрительному восприятию реальности и вам легко удается визуализировать сценарии воображаемых будущих событий. А, может быть, вы предпочитаете вести внутренний диалог и прислушиваетесь к своему внутреннему голосу, его советам и возражениям?

Однако мы далеко не всегда воспринимаем реальность до конца осознанно, подобно тому, как мы практически не задумываемся, проговаривая таблицу умножения. Как правило, мы не отдаем себе отчета в том, какие именно выражения чаще всего используем в своей повседневной речи (хоть это и заметно окружающим), и уж подавно не осознаем, как те или иные позы и движения отражают наше внутреннее состояние.

Попробуйте выяснить свои сенсорные предпочтения прямо сейчас при помощи приведенного ниже несложного теста. Все, что вас потребуется, это определить, насколько легко вы можете представить себе ситуацию того или иного рода. Если, образ какого-либо предмета в вашем воображении ясный и хорошо сфокусированный, почти столь же реальный, как сама действительность, вы должны поставить себе наибольшее количество баллов. В тесте используется 9-тибалльная шкала, так что в данном случае следует поставить себе 9 баллов. Если же вы испытываете какие-либо затруднения с получением четкого образа, или его не удается зафиксировать, поставьте себе 1 или 2 балла. Если вы будете искренни и последовательны, то в итоге вам удастся выявить характер своих сенсорных предпочтений.

Визуальные представления:

- У кого из ваших друзей или родственников мужского пола самые длинные волосы?

- Вспомните лицо своего первого школьного учителя.

- Представьте себе полоски на шкуре тигра.

- Вспомните цвет входной двери в том доме, где вы живете или работаете.

- Представьте себе своего любимого телевизионного ведущего в какой-нибудь высокой шляпе.

- Представьте себе самую большую книгу из вашей библиотеки.

Аудиальные представления:

- Вспомните свою любимую мелодию.

- Попробуйте услышать в своем воображении отдаленный звон церковных колоколов.

- У кого из ваших друзей самый высокий голос?

- Вспомните голос своего детского друга.

- Представьте себе, как бы звучал ваш собственный голос под водой.

Постарайтесь в воображении услышать шум морского прибоя.

Кинестетические представления:

- Попробуйте представить, что вы окунаете левую ногу в холодную воду. Представьте себе, что вы держите в руках гладкий бумажный стаканчик.

- Представьте себе, что вы голой ногой провели по шкуре большой длинношерстной собаки.

- Представьте себе, что вы надели на ногу мокрые носки.

- Представьте себе, что вы прыгаете с большой высоты.

Представьте себе, что вы катите по асфальту колесо от автомобиля.

     А теперь разделите общее количество баллов, набранных вами по каждой модальности, на шесть (по числу вопросов), чтобы получить среднее значение. Отметьте, в котором из трех случаев вы получили наибольшее количество баллов. Возможно, какая-то одна модальность будет у вас гораздо менее выражена, чем остальные. Если вы хотите дать более точную характеристику своим сенсорным предпочтениям (хотя любая оценка здесь достаточно субъективна), то можете придумать какие-либо собственные примеры. Например, вы можете попытаться аналогичным образом изменить характеристики процесса припоминания и воображения.

Если вы не обнаружили у себя никакого особенного предпочтения, а количество баллов, набранных вами по всем трем модальностям, ы целом невелико, не огорчайтесь, повторите упражнение, потренируйте воображение. Ваши усилия оправдают себя.

Если же, напротив, вами получены довольно высокие показатели по всем модальностям, это значит, что у вас есть хорошая база для того, чтобы добиться высоких результатов в области делового общения.

 
Как оратору привлечь аудиторию к участию в Вашей презентации?
Блог Эльдара Тагиева

     «Привлечь к участию» - значит взбудоражить, проникнуть не только в умы, но и в сердца людей, - вот что я понимаю под данным словосочетанием.


      Когда аудитория принимает участие в Вашей презентации, это разнообразит темп самой презентации, увлекает присутствующих, делает Вашу презентацию (материал) более интересным и запоминающимся.


      Вы хотите, чтобы Ваши слушатели ощутили себя частью встречи, а не пассивными наблюдателями?


      Вам не следует прибегать к различным трюкам и уловкам, но несколько очень простых приемов помогут привлечь аудиторию к участию, обогатив их опыт, сделав его более ценным.

foltouchilka

Задавайте вопросы. Самая простая вещь, которую Вы можете сделать, - задавать вопросы аудитории. «Как Вы думаете, что случилось дальше?» или «Насколько, как Вы полагаете, упал рубль за последние пять лет?». Даже если зал большой, а Вы стоите на сцене и не можете расслышать, что Вам отвечают, можно задавать риторические вопросы и самим отвечать на них.
Сессию вопросов и ответов необязательно оставлять на конец, особенно, если спрашиваете Вы. Бросая аудитории «случайные» вопросы (на самом деле, вопросы - подготовленные и даже отрепетированные), Вы превращаете речь в разговор. Даже если Вы задаете риторические вопросы, вроде «Разве это не восхитительно?» или «Разве это не удивительный результат?», ответ на которые не требуется, но уже показываете, что Вы уважаете аудиторию.
 
Покажите видеоклип. Короткие видеоклипы могут иллюстрировать конкретный жизненный пример, прояснить некий тезис или предложить новый концепт. В любом случае они меняют темп (а значит «убивают» монотонное повествование) и обогащают выступление. Можно заинтересовать аудиторию еще больше,  предложив ей присмотреться внимательнее к какой-либо детали в клипе, или персонажу, или событию.

Покажите изображение.  Визуальные средства, если только они не используются исключительно в качестве декораций, весьма информативны и приглашают зрителя к размышлению и эмоциональным «всплескам». В частности, они эффективны, потому что хотя мы не можем одновременно слушать. и читать, но способны слушать и смотреть на соответствующее изображение. Вы усилите эффект, если попросите зрителей заметить что-то конкретное, интерпретировать образ или провести свой собственный анализ Особенно сильно их заинтересует серия изображений с контрастами такими как - до/после  или сейчас/тогда… Изображения, вызывающие сильные эмоции, тоже оказывают сильное влияние. Вы можете долго расписывать ужасы наводнения, случившиеся на Дальнем Востоке, но всего одна-две фотографии с места событий могут воздействовать на аудиторию гораздо эмоциональнее Ваших слов.  Стив Джобс очень редко прибегал к слайдам, но если уж прибегал – все они были «в десятку». Он считал, что изображения должны использоваться: 1) чтобы пояснить мысль, 2) чтобы вызвать интерес к нашим идеям, 3) чтобы в памяти остались яркие, устойчивые образы.

Проведите опрос. Один оратор начал презентацию следующим образом: «Сколько людей в этом помещении думают, что мире больше женщин, чем мужчин? Поднимите руки! Спасибо. Теперь, поднимите руке те, кто считает, что мужчин больше, чем женщин?» Большинство в аудитории было уверено, что женщин в мире больше, чем мужчин, потому что так оно и есть в развитых странах. Люди были крайне удивлены, когда узнавали, что на самом деле, на нашей планете мужчин гораздо больше, чем женщин. Оратор с ходу привлек внимание зала и вовлек ее в процесс, а затем продолжил презентацию о причинах такой статистики.

Используйте ролевые игры. Ролевые игры могут использоваться в различных сферах, например, здравоохранения или образования. В общем и целом мы должны относиться к ним серьезнее (так, кстати, играют дети). Ролевые игры позволяют чувствовать, каково это – быть другим человеком, смотреть на мир и происходящие события другими глазами. Это хорошее средство вызвать эмоцию. Тренеры и фасилитаторы используют ролевые игры для симуляции жизненных событий.

Проводите быстрые мозговые штурмы. Проведенный по всем правилам мозговой штурм может занять слишком много времени. Вместо этого сформируйте небольшие группы и устраивайте короткие сессии мозгового штурма, ставя перед людьми задачу сгенерировать как можно больше идей по конкретной проблеме. Когда время закончиться, попросите каждую группу оставить в списке только три идеи и поделиться ими с остальными, или написать их на доске, чтобы все могли их видеть.

Найдите добровольца. Распространенный в шоу-бизнесе прием – попросить добровольца выйти на сцену или в центр аудитории, чтобы принять участие в демонстрации. Когда Вы прибегаете к этому приему, аудитория (вся!) ощущает себя частью происходящего.

Пусть люди строят сами, своими руками.  Детям в начальной школе предоставляется много возможностей делать вещи своими руками – мастерить модели, лепить из пластилина и так далее. Но позже, практическое обучение исчезает из школьной программы. В типичном офисе дела обстоят еще хуже (в наличии имеются лишь самоклеющиеся листочки бумаги и один-единственный степлер на всех). Мы должны иметь возможность воплотить свою идею в жизнь собственными руками. Дизайнеры называют это «конструктивной игрой» - дети постоянно так играют. И взрослые тоже так умеют (если захотят) – это называется «конструктивной игрой».С учетом Вашей ситуации и Вашей тематики какие материалы Вы могли бы предложить участникам?

Попросите изобразить идеи схематически. В крайнем случае, Вы можете попросить участников набросать свои мысли на бумаге. Это можно делать индивидуально, а можно – и в малых группах. Используйте эти игры с лимитом времени, чтобы вызвать ощущение срочности дела. Сильная эмоция «страх, боязнь опоздать» в жизни может отрицательно сказаться на взаимоотношениях, а «игровая срочность» выполняемого дела возбуждает, возбуждает, возбуждает, повышает внимание и запоминаемость.

Дискуссионные группы. Если Вы выступаете перед большой аудиторией, есть смысл разбить ее на группы из нескольких человек и предложить проблему для обсуждения. Обязательно проясните цели и задачи, и ограничьте время. Мозг не может переработать  новую информацию мгновенно. В малых дискуссионных группах у людей есть возможность обсудить материал самим и сравнить свое понимание проблемы с другим мнением.

Стимулируйте воображение. Воображение – одна из отличительных характеристик человеческого ума, и тем не менее, в большинстве  презентаций зрителей не просят его включать. Дайте людям больше гипотетических вопросов или попросите их пофантазировать, придумать свои «дикие и сумасшедшие» решения конкретных проблем.

 

Успешных Вам выступлений!

fototrening1

 
Риторика, как второе средство победы на выборах
Блог Эльдара Тагиева

Риторика, как второе средство победы на выборах

 

     О первом средстве победы на выборы – деньгах, больших деньгах, - говорить не буду, открывать секрет Полишинеля бессмысленно.

     Поговорим о важности второго, о владении публичным словом, – без которого, будь у вас и желание, и ресурсы, и команда – вам не выиграть сегодня выборной гонки любого уровня.

     Случилось так - не смотря на то, что Единый день голосования по стране объявлен, выборы у нас идут постоянно, во всех регионах и на всех уровнях: от муниципальных - до выборов депутатов Госдумы. И я, в силу профессиональных обязанностей, постоянно сталкиваюсь с просьбами и заказами кандидатов на выборные должности на подготовку к выступлениям перед различными аудиториями. В последние 2-3 года предвыборная агитация стала носить во многом «площадной» характер. Достаточно вспомнить только что прошедшие выборы мэра Москвы, где многие кандидаты встречались с избирателями во дворах, у станций метро, проводили по несколько встреч в день в течении месяца. Самый яркий пример тому – Алексей Навальный. Можно по разному относиться к этому человеку, но то, что он ярко провел около 120 выступлений за агитационный месяц, и эти полуторачасовые встречи с разной аудиторией всегда носили структурный, эмоциональный, убеждающий характер – достойно внимания…

Повторюсь, я – не апологет этого начинающего политика, но с профессиональной точки зрения человека, посвятившего последнее десятилетие изучению «массовой риторике» - он мне интересен.

Все важнейшие параметры речи перед большой аудиторией Навальный исполняет почти виртуозно. Это и верная широкая жестикуляция, и владение смысловыми паузами, и передвижение по просцениуму, и логическая маркировка пространства, точно отделяющая аргумент за аргументом. Отмечу также и голосовые характеристики этого оратора. Понаблюдайте, как мастерски он владеет темпом речи, голосовым диапазоном, речевой аппарат обладает хорошей артикуляцией…

     В своей практике за последние годы мне пришлось сталкиваться с риторической подготовкой многих политиков, которые выдвигались от различных партий и движений. Кого-то Бог наделил недюжей энергетической силой выступления, которую порой приходилось «сдерживать» на занятиях и репетициях. Я обратил внимание, что слабой стороной этих ораторов обычно была четкая структурированность речи, они могли говорить часами, не уставая, но порой, забывали с чего начали и чем надо закончить, «растекались по древу» и перескакивали с одной мысли на другую. С этой категорией приходилось работать, как я называю, «сидя». В работе с кандидатом «открытого» типа важен застольный период подготовки выступления. Такому кандидату важно вложить в речь четкое построение аргументации, логическую последовательность и развить в нем «ощущение хронометража времени». Эмоциональный порыв, зажигательность, «кураж» - все это при нем. Тут главное следить за, чтобы этот «кураж и азарт» не затмил мысли.

     Но научить мыслить во время выступления легче, чем научить эмоциональной подаче.

     Если с первой категорией политиком (а таких меньшинство) мне приходилось работать над логикой речи, то в речь второй категории (большинства) необходимо было вдохнуть эмоции. А это – сложнее.

     Наверняка, вы вспомните бубнящего школьного или вузовского преподавателя, который, может быть, и рассказывает интересные вещи своим ученикам, но почему-то все ученики мечтают в эти минуты о сладкой подушке.

     Выступления подобным образом для публичного человека (тем более, человека, чья вся будущая деятельность связана с общением) недопустима и обречена на провал.

     И если в первом случае, как я отметил, важна «подготовка за столом», то в случае не эмоциональной подачи – вся подготовка ведется только «на ногах», только перед живыми слушателями (друзьями, коллегами, членами предвыборных штабов, ит.д.)

Будущем политику необходимо в дни подготовки развить свою невербальную подачу того материала, который он преподносит аудитории. И в этом случае, приходиться привыкать к новым, кажущимся на первый взгляд, несвойственным жестам, новой постановке ног и тела, новой, более живой, мимике. Уходит большое количество репетиционных часов на установление правильного контакта глазами, снятия физического напряжения тела, чувства страха и волнения…

     О чувстве страха не могу не сказать особо: он присущ всем: и эмоциональным ораторам и «бубнящим лекторам». И те и другие испытывают это животное чувство. Но «снимать» его с себя перед и во время выступления этим двум типам ораторов тоже надо по разному.

Я практикую для первой категории – психологические методы борьбы со страхом и волнением перед публичным выступлением. Психологические методы невольно заставляют обратиться внутрь себя, успокоиться – а это очень важно для первой категории выступающих.

Для второй группы – неэмоциональной – я использую физические и дыхательные методы. Они наоборот – не только помогают справиться с волнением, но и снять оцепенение, так свойственное этим людям, заодно взбодрив их телесно, физически.

     За эти годы много учеников-политиков прошло через мою подготовку. Кто-то из них сейчас заседает в Госдуме, кто-то в эшелонах местной власти, но сколько бы писем не приходило от этих людей на мой почтовый ящик, все они солидарны в одном: сейчас, когда водоворот политической и общественной жизни захватил их с головой, им просто-напросто некогда заниматься своим самообразованием вообще, и риторикой – в частности. И наши уроки, которые они получили в ходе подготовке к выборам – стали той школой ораторского искусства, которой они пользуются по сей день.

   Если вы публичный человек, или готовитесь стать им – не откладывайте такое важно дело как овладение навыками риторики на завтра. В политике, бизнесе, общественной жизни, вам необходима риторика, потому что, как говорили древние: «Кто овладел своим словом – тот овладел чужими мыслями».  Проект www.public-speech.ru специально создан для решения данных задач. 

Э. Тагиев.

  эльдар руки

    

      

 
Закон триады для оратора.
Блог Эльдара Тагиева
Я не знаю, почему именно три тезиса, три аргумента, три термина, три довода, три слова становятся лучшими приемами оратора. Но все же это именно так. Недавно попалась в руки маленькая книжечка – о тайне цифры три.Эта информация может оказаться крайне полезной для оратора.
В ней приведены высказывания, известные каждому из нас с детства. Мы просто не задумываемся, что «учиться, учиться и учиться» - это тоже триада. Как и «пришел – увидел – победил». Как и знаменитое: «Давайте начнем на раз-два-три! Раз…».  Или, наоборот, обратный отсчет: «Три-два-один… Начали!»


Вы посылаете мужа (ребенка, жену) в магазин. Если вы скажете, что надо купить сыр, молоко, сметану – никто ничего не переспросит и все будет куплено. Но стоит вам вдогонку крикнуть: «Еще надо купить макарон и пачку чая» или «Ой, подсолнечное масло не забудь» - ждите беды.
Что-то из этого списка будет забыто, или ждите звонка на мобильный: что мне надо купить?
Таково, видимо, свойство нашей памяти. Легко и приятно запоминаются ровно три слова, три понятия, три мысли. Почему-то триады легко запоминаются и головой, и ушами. Они легко складываются почти что в стих. Иногда, когда приходится консультировать менеджеров компаний, которым вскоре выступать с презентацией, я предварительно просматриваю их доклад и слайды к нему.
А потом убираю текст и слайды и прошу сформулировать три главных тезиса (или аргумента). И «ученики» сами, сначала теряясь, потом все-таки излагают свои мысли, четко раскладывая их на три отведенные полочки. А потом этот человек берет собственный доклад и спокойно «режет» его по живому, оставляя самое главное.
Помните русские народные сказки? Было у царя три сына: двое умных, а один – дурак. А если бы пять сыновей? Или шесть?
Мы замучились бы слушать, какими они были, и не получилось бы такой четкости, такой интриги. Когда выступают публичные политики, они придерживаются именно этой тактики – сказать главные мысли, не перегружая головы слушателей.
Можно сказать: «Я думаю именно так, потому что,
" во-первых…
во-вторых и,
наконец, в третьих…»
Люди могут это запомнить, а вот «в –пятых» и «в-шестых» не запомнят никогда. Каждый тезис подкрепляется у хорошего оратора примерами, официальными данными, историями. При этом, согласно законам драматургии, самая яркая история должна быть припасена под конец.
Как и самый сильный аргумент, самая интересная мысль. Ведь существует еще одна четко зафиксированная психологами особенность нашего мозга – последняя мысль (слово, аргумент) запоминаются лучше всего. Даже если ваше выступление не официальное, а бытовое – вам необходимо произнести тост в честь именинника, подумайте, какие три качества отличают виновника торжества от других людей?
Только три качества!
И это будет замечательный спич, если вы не станете лукавить и хорошо подумаете, прежде чем что-то сказать. Если вы руководитель и вам необходимо подготовить итоговый доклад, заранее продумайте на какие три раздела можно его разбить.
Например: наши достижения, наши неудачи, задачи на будущее. Кстати, по принципу триады работают… светофоры. И доклады можно строить по этому принципу. Особенно отчетные.

Красным помечается то, что еще предстоит сделать, но оно уже, как говориться, «горит», то есть требует срочного вмешательства.

Желтым – то, что должно стать предметом срочного вмешательства, иначе «желтый» рискует превратиться в «красный»!
И наконец, спокойный зеленый цвет может обозначать то, что уже сделано.
 
10 декабря 2012 года
Блог Эльдара Тагиева
Последнее время ко мне все чаще стали обращаться абитуриенты, готовые уехать получать кино - или театральное образование за границу. Что ж? Это объяснимо. Там поступить легче.
В США, в Лос-Анджелесе, например, в большинство киношкол принимают практически всех. Преподают там только мастерство актера. В среднем срок обучения колеблется от полугода до восьми месяцев.
Есть парочка киношкол, где учат два года. Процесс обучения разительно отличается от нашего. Остальные дисциплины (вокал, речь, движения) все отдается студентам на самостоятельный откуп. И что происходит?
Собираются группки по 5-7 человек, скидываются по 50-70-1000 долларов и нанимают тренера-педагога по проведению мастер-класса по той или иной добавочной дисциплине. А потом самостоятельно разрабатывают то, что получили на мастер-классе. Таких предметов, как история кино, театра, литература, психология, итд - естественно нет. Плохо это или хорошо -не знаю.
Но уже пятый год ко мне приходят выпускники таких школ (причем среди них еесть известные, популярные артисты и просят "подтянуть" то то, то другое - в основном речь. Мастерство в США преподается, в основном, по двум системам и обе наши, русские - Станиславского или Михаила Чехова. Иногда системы компилируют. Работают они (учатся) свободно. Никто ни за кем (как в наших деканатах) не следит.
Мастерство актера преподается не плохо (очень много наших педагогов в свое время выехало в Л-А). Но главное отличие ото нашей системы в том, что в Л-А вы никогда не получите театрального образования, как в в Нью-Йорке, в Бродвейских школах не получите киношного. Там только - театральное образование. Так что думайте, решайте.
Рисковать здесь и с трудов пробиваться или ехать туда. Вопрос сложный. На выходе там конкуренция в разы сильнее нашей. Плюс учитывайте языковой барьер. Говорить там нужно без акцента, чтобы попасть на хорошую роль, как в театре, так и в кино. Очень развита там агентская система. Это плюс.
Но с этим тоже надо быть осторожным. Не заключать договор с первым попавшимся агентом, обдерут, как липку. Лучше всего где-то серьезно (хотя бы на уровне роли второго плана у хорошего режиссера) "засветиться" - тогда агенты сами начнут за тобой бегать , а условия уже будешь диктовать ты сам. Но это начинает приживаться и у нас уже.
Достаточно молодому выпускнику хорошо проявить себя в каком-нибудь настоящем сериале, как начинают сыпаться звонки с предложениями от агентов. Вот такие, друзья делишки, вкратце, по обучению на Западе. Есть, конечно еще французская школа. Говорят, очень неплохая - чешская.
Сильная театральная школа была в Польше, в Кракове (полное отличие от всех мировых школ). Но о них подробнее в другой раз.
Ваш Э.Т.
 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 4