Наша подписка

Подписаться на рассылку "Как же поступить в Театральный ВУЗ?"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Наш Skype

Skype Me™!

Мы в сети

youtube

youtube

facebook






Фотогалерея

Фото 9
Image Detail

Счетчики

Рейтинг@Mail.ru
23 апреля
Блог Эльдара Тагиева

На днях столкнулся с обилием вопросов о возможности применения импровизации при  выступлении. Чтобы не изобретать заново велосипед, подкорректировал свою старую трехлетней  давности статейку и выдаю в блог.

Вот:

Озвучивая тему импровизации, мы сталкиваются с парадоксом. С одной стороны, к импровизации надо готовиться, так как любая хорошая импровизация обязана быть подготовленной. С другой стороны – импровизация – нечто воздушное и легкое, рожденное мгновенно. В этом  и заключается главный парадокс импровизации. Ее следует, скорее, не готовить, «вынашивать», как беременность,  в процессе погружения в материал – как структуры, так и техники.

Импровизация может быть  структурной, может - технической. Предположим,  Вы готовитесь к выступлению.

В среднем, говорят, что подготовка к выступлению должна быть в 15 раз больше, чем само выступление. То есть, если презентация длится 5 минут, то ваша подготовка – как минимум, - должна составить 75 минут чистого «говорения».  Только при данном жестком условии Вы сможете позволить себе истинную импровизацию – она родится у Вас, уверяю.

Некоторые ораторы  не боятся импровизации. Дыхание зала, неожиданные вопросы, нечто экстраординарное, случившееся перед выступлением, часто заставляет оратора идти на импровизацию. Если во время вашего выступления у вас неожиданно родилась неотрепетированная, но интересная мысль, не бойтесь,  смело вставляйте ее  в свою речь.

Знайте, что никто кроме вас, автора и исполнителя, не знает, что в данную секунду звучит импровизация, как не узнают они и то, что Ваша речь репетировалась 15 раз. И отрепетированный материал, и импровизация, должны звучать одинаково свежо, логично и выверено.

Иногда нам приходится импровизировать и уходить от главной темы выступления по разным причинам. Мы вдруг почувствовали усталость зала, которую нельзя было предугадать на репетиции и нужно дать передышку аудитории - и рассказать анекдот.

Или вдруг сами потеряли концентрацию. И произошел внутренний сбой. Не торопитесь, но и не молчите. Отойдите от главной мысли. Остановитесь на интересном понятии, ассоциативно оттолкнитесь от него. Дайте отдых себе и восприятию  аудитории.

Нередко импровизацию начинают с риторического вопроса к аудитории. Например, тема вашего выступления была посвящена подведению итогов года на вашем предприятии. Ничего страшного, если посреди выступления вы вдруг остановитесь и зададите вопрос, одновременно спрашивая и аудиторию, и себя самого. Можем ли мы сказать, что все, что произошло в этом году, полностью совпало с нашими планами? Все ли работали одинаково? Все ли трудились, не покладая рук?

Естественно¸ на этот вопрос вы будете отвечать сами – никто из аудитории вряд ли  поднимет руку. Но этот отход от сухих цифр доклада в некую сентиментально-философскую плоскость позволит и Вам, и аудитории сбить появившийся монотон. Аудитория непроизвольно всколыхнется и у Вас, и у нее появится второе дыхание. У Вас- для продолжения речи, у аудитории – для слушания. Конечно, такие вопросы могут быть запланированы вами заранее, но в каком именно месте вашего выступления они прозвучать и прозвучать ли вообще, на этот вопрос ответит только ваша структурная импровизация.

Техническая импровизация ответит на вопрос: с какой интонацией, с какой мимикой, какими жестами Вы сопровождаете ответ на эти вопросы. То, как Вы произнесете эти вопросы, станет понятно, какой на них должен быть ответ.

Если на вопрос «все ли у нас получилось?» Вы ждете ответ «Да», и Вы произнесете его с определенной оптимистической и радостной интонацией

Если ответ подразумевается отрицательный, то вся ваша психофизика (и Ваше метасообщение) будет противоположным. Эти слова не изменятся ни на букву. В этом прелесть технической импровизации.

Одно бесспорно:  импровизируя, важно владеть техникой ораторского мастерства.

Конечно, словесная импровизация в ответственных выступлениях перед большой аудиторией или на вечеринке с друзьями будут кардинально отличаться друг от друга. Но суть и способы проявления этих импровизаций по существу неизменны.

Это уже  известные нам ассоциативные маршруты, вопросно-ответные ходы и импровизация по последнему слову или понятию. Техника импровизации настолько интересна и «будоражит умы слушателей», что практически на любом тренинге мы затрагиваем этот вопрос в той или иной степени.

Импровизируйте легко, репетируя заранее!