Наша подписка

Подписаться на рассылку "Как же поступить в Театральный ВУЗ?"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Наш Skype

Skype Me™!

Мы в сети

youtube

youtube

facebook






Фотогалерея

Фото 16
Image Detail

Счетчики

Рейтинг@Mail.ru
15 мая
Блог Эльдара Тагиева

Кажется, я всерьез увлекся юмором. Точнее, попытками его преподавания. «Нелегкая эта работа, из болота тащить бегемота!». На Файсбуке и в других соцсетях опубликовал свой опрос: «Возможно, ли НАУЧИТЬ чувству юмора?» Ответы превзошли все мои ожидания: большинство, значительное большинство считают, что у них чувство юмора есть, но оно «не очень развито» и хотели бы это дело поправить.  Вопрос как? Учебников по «юмору», на подобии математических, в природе не существует. Но попытки всерьез озадачиться вопросом о природе смешного были. И встречались даже у таких мощных философов, как З.Фрейд. Не цитирую, привожу краткое изложение его теории смешного своими словами, используя выжимки и кое-что добавляя от себя  и других источниках.

Эффект неожиданности - обязательное условие удачной шутки. Результат - смех, основанный на неожиданности, резко превращающейся в озарение.

При нарушении, колебании эффекта неожиданности,  мы сталкиваемся, с так называемым,  "плоским" юмором, в котором "смешное" не стало неожиданным.

Рассмотрим типичные ошибки, когда попытки «подать на стол» ту или иную шутку обречены на неудачу:

1.Похожая мысль уже знакома слушателю.

Нельзя повторять шутку тому же слушателю, по крайней мере, до тех пор, пока он его не забыл. Таким образом, известная поговорка: "шутка, повторенная второй раз, уже не шутка" получает объяснение. Или как говорят: «Новое – это хорошо забытое старое!»  К слову, если после анекдота выдать  схожий анекдот, то реакция  аудитории будет гораздо более вялой, чем по первопутку.

2.Слушатель слишком хорошо соображает (или слишком образован)  для этой шутки.

Примитивные шутки вызывают слабую реакцию  у искушенного слушателя, поскольку он успевает понять, что будет сказано, еще до того, как эти слова произнесены. Для более сообразительной аудитории требуются более «сложные» шутки, чтобы их не успели предсказать слишком рано, и не пропал эффект неожиданности. Более того, примитивная шутка может сослужить вам плохую службу. Вы предстанете перед слушателями в нелицеприятном виде. Из хороших побуждений, в силу воспитания, они, конечно, улыбнуться, но не более. А вот вашу успешную (после неуспешной, слабой) шутку они воспримут « с подозрением» или пропустят мимо ушей. Закон: лучше шутите реже, но качественнее. Принимайте во внимание интеллектуальный и образовательный уровень слушателя. Анекдот, услышанный вами от работяг, которые делают ремонт в вашей квартире, вряд ли стоит пересказывать академику, с которым вы встретились на ученом совете.

3.Слушатель слишком быстро соображает для этой шутки.

Не давайте слушателю слишком много времени, он может вольно или не вольно осознать, - какую неожиданность ему готовят (или какую-то ее часть). В результате элемент  (эффект) неожиданности пропадет (или будет ослаблен). Характерная ситуация: Вы объявляете, что сейчас будет рассказан анекдот. Но прелюдии  анекдота Вы повествуете  многословно, долго и медленно. Слушатель успевает перебрать  в голове множество вариантов, ему на ум невольно придут похожие шутки и анекдоты. И велик шанс, что среди вариантов окажется развязка. И вы – проиграли! Потому что, разум собеседника за это время подготовился к практически любому варианту концовки. Не делайте слишком  длительного вступления.

Конечно, это – теория, и без практики – останется мертвой, ненужной и никчемной тратой вашего времени и внимания. Но без нее, переход к практике, как и в любом деле, а в понимании тонкостей ораторского искусства, невозможно. Практика же – это наша жизнь!