Наша подписка

Подписаться на рассылку "Как же поступить в Театральный ВУЗ?"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Наш Skype

Skype Me™!

Мы в сети

youtube

youtube

facebook






Фотогалерея

Фото 16
Image Detail

Счетчики

Рейтинг@Mail.ru
10 декабря
Блог Эльдара Тагиева

Фантазия и наблюдательность у начинающего актера.

(Эта заметка, скорее, обращена к начинающим актерам или студентам Театрального ВУЗа, чем к абитуриентам, поскольку речь пойдет не о понятии «Я», а об «образе», точнее попытке создания  «образа»).


 

   В профессии актера особенно  опасно  подменять поиски верного решения  выдумыванием. У выдумки шаткий фундамент, часто ничем не обоснованный, мотивированный лишь субъективными сентенциями, типа: «я так вижу», «мне так хочется». Не выдумывать, а вести разведку умом – вот что нужно! Поиск рождает открытие. Правильный путь в исполнительском, актерском деле выбирает тот, кто проверяет себя (и свою актерскую фантазию) мыслью, а мысль – делом.  И самое ценное в этом процессе -  стремление.


   Выдумка – даже если она и блестяща , в конечном счете, приводит к созданию актерских штампов. Какой бы ни была буйной фантазия творца, она в конце концов истощается, ибо источник ее – сам творец.  Полнокровное питание творчеству может дать только жизнь.


   Многие будущие актеры ошибочно принимают способность  к выдумке за способность фантазировать без учета особенностей собственной фантазии, которая развивается в заданных обстоятельствах, на основе идеи произведения, образа и т.д. Сложность заключается именно в заданности. Уметь фантазировать конкретно, целенаправленно, подлинно, продуктивно, а не вообще – вот что главное. И это навык, который тренируется!


   Часто режиссеры театров  жалуются на «бедную» актерскую фантазию. Истоки таких жалоб прежде всего в ошибочном направлении ее натренированности. Актер фантазирует вне предлагаемых обстоятельств, так сказать, от себя. Между тем «идти только от себя» - значит строить фундамент для жизни персонажа на своей человеческой природе. А уметь легко фантазировать, без напряжения, от имени и «в шкуре» персонажа – качество, которое вырабатывается трудно и длительно. Прямое участие в процессе «победы над собой» принимают такие элементы «системы» Станиславского, как «Внимание» и «Наблюдение».


   Наблюдательность присуща всему живому, хотя и в разной степени. Во многом она обусловлена возможностями каждого человека. Один пристально наблюдателен, другой рассеян. Это значит и внимание 2рассеянное». Внимание есть путь к умению наблюдать. «Нет ни одной минуты в жизни человека, чтобы внимание его не было привлечено каким-либо объектом». Внимание к объекту, в силу опять же человеческой природы, вызывает естественную потребность  что-то сделать с ним. Действие же еще больше сосредотачивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, переплетаясь с действием и сливаясь с ним, создает крепкую связь с объектом.


   То же самое можно сказать о наблюдательности. Как и внимание, она бывает стойкой и легко разрушаемой. Во втором случае обычно возникает привычка у начинающего актера – не разгадав одного объекта, перескакивать на другой, т.е. быть поверхностно наблюдательным.  Каждому актеру необходимо умение долго и внимательно наблюдать объект, чтобы раскрыть черты характера, разгадать подлинную линию поведения человека. И речь идет о наблюдательности, обращенной не столько к внешним проявлениям, сколько к мотивам действия.


   Объектом наблюдательности, как ни странно, служит и сам актер, поскольку ищет в себе черты близкие к сущности персонажа. При этом он выделяет в собственной природе нужное для воплощения образа, а все негодное отодвигает до «следующего раза» - т.е. для другого персонажа, в другой роли.