Наша подписка

Подписаться на рассылку "Как же поступить в Театральный ВУЗ?"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Наш Skype

Skype Me™!

Мы в сети

youtube

youtube

facebook






Фотогалерея

Фото 18
Image Detail

Счетчики

Рейтинг@Mail.ru
ТРИ СОВЕТА С ЧЕГО НЕ СТОИТ НАЧИНАТЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ
16.01.2016 22:11

Сегодня поговорим о том как не надо начинать свое выступление. Меня раздражает, когда оратор мнит себя умнее всех собравшихся (а особенно меня), применяя низкопробные финты, рассчитанные на начальные классы сельской школы, вычитанные накануне в попсовой книжке по импортной коммуникации.

Естественно, дело здесь не столько в самих приемах, сколько в том, как их используют. Вот три типичных совета «как начать выступление».

«Чтобы установить контакт с аудиторией, сделайте им комплимент» - пишут в попсовой книжке.

И пошло, поехало… Словесные конструкции вроде «Я был очарован красотой Киева», «Люди здесь в Питере совсем другие ― не то, что у нас, в Москве», «Именно вы, HR-менеджеры ― главный двигатель стратегических изменений в организации» я не могу воспринять иначе как пренебрежение к умственным способностям собравшихся. Это напоминает поп-звезд, которые во время своих гастролей всенепременно вопят в микрофон «Я люблю тебя Питер!», «Алма-Ата ― вы лучшие!», «Сибиряки, я пою для вас!», «Самые красивые девушки здесь, в Перми!».

Комплименты делать можно, но это не должно превращаться в фарс и очевидное манипуляторство. «Рад вас видеть», «Интерес к теме моей презентации показывает, что все больше предприятий внедряют прогрессивные методы управления», «Мне особенно приятно, что я вижу здесь людей, которые были на моем докладе в предыдущей секции конференции» ― эти высказывания несут какой-то смысл или имеют какие-то разумные основания.

«Расскажите историю из серии „когда я ехал к вам сюда“»

«Доброе утро! Знаете, сегодня утром я не услышал по радио информацию о пробках, и решил поехать на метро, чтобы наверняка успеть вовремя. В метро мне, честно говоря, не нравится: там много людей, давка. Но в итоге я оказался очень доволен тем, что ехал именно в метро, потому что там я стал свидетелем очень интересной истории. На станции „Новокузнецкая“ в вагон вошла девочка с мамой. Девочка выглядела очень довольной, а в руках у нее был пакет с двумя бананами, на которые она периодически с вожделением смотрела. И я подумал, как это здорово, радоваться тем мелочам, которые у нас есть ― надеюсь, мы проведем сегодняшний день получая удовольствие от того, чем занимаемся.»

Если мне захочется послушать зарисовок из жизни ― я пойду на спектакль Гришковца. Мне малоинтересны банальные экзистенциальные рассуждения: я, вообще-то, пришел получить какие-то идеи в конкретной предметной области.

Есть большая разница между байкой, притянутой за уши и нормальными приемами, вроде метафор, аналогий, наблюдений или примеров. Нормальные приемы функциональны: они позволяют увидеть ситуацию с альтернативной точки зрения, предположить существование какие-то неочевидных на первый взгляд вещей, создать более точное видение ситуации. Байка, притянутая за уши, лишь создает такую видимость для неискушенного слушателя.

Вот пример приема «наблюдение», который был нормально отработан на конференции по ресторанному бизнесу в начале презентации по теме «Управление качеством сервиса».

«Сегодня утром я зашел в гостиничное кафе. Отличный интерьер, хорошая кофе-машина, немного посетителей, все симпатично ― видно, что в кафе немало вложено. Ждал официанта дольше пяти минут. Когда я заказал один кофе, девушка поморщилась и спросила „это все?“ Кофе не несли еще минут десять. Я подошел к стойке и спросил про него, получил ответ „щас, щас“. Еще через пять минут мне принесли еле теплый кофе. Пакетик сахара я предпочел взять самостоятельно на стойке.

Собственно говоря, когда мы год назад начинали проект по управлению качеством сервиса в нашей компании, исследования показали, что дела у нас обстояли точно также, а иногда даже хуже…»

«Начните с шутки или анекдота»

Чем более удачен анекдот, который оратор рассказывает «для затравки» ― тем больше вероятность, что часть присутствующих его знают. Чем сильнее оратору хочется рассказать анекдот ― тем меньше вероятность, что у него есть способности к рассказыванию анекдотов. В патологических случаях, окончание анекдота заглушается приступами хрюкающего смеха самого же рассказчика, а передние ряды, под его призывно-веселым буравящим взглядом, выдавливают улыбку.

На этом испытания аудитории не заканчивается: должна последовать «связка»: переход от анекдота к теме выступления (либо настолько самоочевидный, что лучше бы его не было, либо настолько натянутый, что лучше бы его тоже не было).

Вот пример комбинации «избитый несмешной анекдот + самоочевидный тупой переход к теме»:

«Я хочу начать с небольшого анекдота. Соревнования по лёгкой атлетике. Комментатор: „А что происходит у прыгунов с шестом? Какой хороший разбег, прыжок… очень удачная попытка, но её прерывает неудачная попытка метателя копья.“ Вот примерно это произошло с нашим отечественными ритейлом с началом кризиса.»

Шутка или анекдот получают право на существование в выступлении в том случае, если они а) авторские/узкопрофессиональные, б) действительно связаны с тематикой выступления или мероприятия и в) помогают лучше, рельефнее понять идею.

На нашем канале  в Ютуб 87 роликов в области публичных выступлений и ораторского мастерства http://www.youtube.com/playlist?list=PL8Jd_qPt9JU7IHpm1dLVc8LAW6pwJDv2F