Наша подписка

Подписаться на рассылку "Как же поступить в Театральный ВУЗ?"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Наш Skype

Skype Me™!

Мы в сети

youtube

youtube

facebook






Фотогалерея

Фото 23
Image Detail

Счетчики

Рейтинг@Mail.ru
Статьи - Тагиев Эльдар Рафикович

 

elsviter

Эльдар Тагиев

Отрывок из книги «ПОЧТИ ВСЕ О ПОСТУПЛЕНИИ В ТЕТРАЛЬНЫЙ ВУЗ»

 

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

 

 

О поступлении в Театральные ВУЗы ходят легенды, байки, где правда, порой, как и положено в любом творческом начинании,  сладко (горько, смешно, забавно, трагически…) смешивается с вымыслом.

Абитуриенты Театральных училищ (ВУЗов) столицы, собираясь стайками у  парадных подъездов «Щуки», «Щепки», РАТИ (бывш. ГИТИСа), Школы-студии МХАТ или ВГИКа, с упоением рассказывают и пересказывают  эти легенды друг другу, делятся последними новостями: кто из педагогов, где и как «слушает», какой литературный материал предпочитают во МХАТе, что ни в коем случае нельзя читать в Щепкинском, и какой «прикид»  лучше подойдет для ВГИКА «именно для твоей фактуры»…

 

 

Дорогие, милые, столь доверчивые, наивно-трогательные (это я без иронии!) абитуриенты Театральных ВУЗов!

Обращаюсь к Вам искренно, ощущая  ответственность  за свои слова, так как в свое время прошел через все «абитурные» (потом-студенческие, затем - актерские, теперь – педагогические и режиссерские) жизненные испытания и понимаю, как мало нужной, правдивой и, главное, полезной информации Вы можете почерпнуть из этих наполовину вымышленных историй и баек, услышанных у Заветных дверей Приемных комиссий! Как мало можно найти нужной абитуриенту информации в Интернете! Нет ни намека на что-либо напоминающее «Учебник для абитуриента Театральных ВУЗов».

Сколько шишек надо набить, сколько намотать кругов-виражей перед «посадочной полосой» под названием Театр, сколько раз услышать: «Приходите на будущий год!»? И все это – лишь из-за того, что 90 процентов абитуриентов просто-напросто не знают, ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, УМЕТЬ И КАК ПРАВИЛЬНО ДЕЙСТВОВАТЬ при поступлении (прохождении творческих консультаций, туров и Конкурса) в Театральное училище (ВУЗ).

Цель моего повествования, – основываясь на своем двадцатитрехлетнем педагогическом стаже по преподаванию мастерства актера для абитуриентов и студентов Театральных ВУЗов, сделать попытку раскрыть  Абитуриенту, молодому человеку или девушке, мечтающем о Театре и Кино, те маленькие секреты, которые помогут им пройти «через тернии к звездам» в прямом и переносном смысле.

Но прежде чем перейти непосредственно к «секретам» и советам, мне хотелось бы, чтобы читающий эти строки абитуриент ответил честно, самому себе, на один простой вопрос:

- Почему я хочу стать актером?

Если Ваш внутренний ответ по смыслу будет близок к варианту: «Без актерского ремесла я не вижу смысла в своей жизни», - смело читайте дальше, нам с Вами по пути! А я попробую Вам помочь…

НЕ УПУСКАЙТЕ ВРЕМЯ!

 

 

 Итак, Вы  решили: «Я непременно стану актером!!!», а это значит, что  Театральный ВУЗ – единственно возможное Ваше пристанище на ближайшие четыре года.

Вы бредили сценой с малолетства? С радостью и удовольствием выступали на утренниках в детском саду? Участвовали в смотрах художественной самодеятельности или играли в школьных спектаклях заглавные роли? Все друзья и знакомые твердят о Вашем врожденном артистизме и драматическом даровании? Вы - в первых рядах на всех кино - и театральных премьерах? Это, конечно, здорово...

Удивительно, если бы на эти вопросы Вы ответили категорично: «нет!».

Стать актером, не мечтая об этой профессии,   – случай исключительный, редчайший. Я таких абитуриентов не встречал.

Но очень  важно - не упустить время!!!

Молодость у всех, к сожалению, – одна…

Я встречал немало молодых людей, которые в силу различных причин (материальных, социальных, родственных), мечтали об актерской профессии, однако… Одни - вынуждены были в силу этих причин поступать в «нормальные» нетеатральные ВУЗы. Другие были вынуждены идти работать на заводы или в офисы.  Но через год-другой, и те и другие, через пару курсов «иных университетов», эти юноши и девушки так или иначе пробовали себя на театральном профессиональном поприще – становились абитуриентами Театральных ВУЗов. А кто-то, по настоянию родителей, даже заканчивал экономический, инженерный, или другой «опостылевший» социологическо-психологическо-маркетинговые факультет, но в голове «держал»  одно: «Вот получу первый диплом (для родителей), а уж потом … оторвусь!!! Буду учиться для себя, по призванию!»  Но эта мысль пришла в голову, когда минуло целых пять лет после школы, их не вернуть, годы упущены! Почти как у Лермонтова: «А годы проходят — все лучшие годы!»

 Принимают ли в Театральные ВУЗы 22-23 летних? Юношей – редко, девушек – почти никогда, на моем веку могу припомнить всего два случая.

Попробуем разобраться, почему педагоги, набирающие курс, стремятся зачислить к себе в мастерскую ребят помоложе? Почему из двух равноценных по актерским данным кандидатов предпочтут не того, кто более «житейски мудр», а наоборот, того, кто «зелен» и неопытен? Причин две и, согласитесь, они оправданы:

-   из «свежей» глины лепить легче,

- откройте любую пьесу (классическую, современную), посмотрите на возраст главных действующих лиц.  Взгляните на кино- и телеэкраны: большинству главных персонажей нет и   25  лет. Талантливых, молодых (но  имеющих опыт!) актеров   всегда не хватало  ни театрам,  ни кинематографу, ни телевидению!

Предположим, Вы поступили в Театральный ВУЗ в 22 года. В 26 лет -  его окончили. Вас приняли в труппу театра в 27. В лучшем случае, ведущим актером этого театра Вы станете через 3-4 года.  Вам уже за тридцать! Театральная арифметика, увы, проста и жестока. Особенно к женскому полу.

Помните об этом.

Чем Вы моложе, чем моложе Вы душой и телом, - тем больше у Вас шансов при поступлении в Театральный ВУЗ. И с каждым годом эти шансы неумолимо тают.

Но, возразите Вы мне, как же я мог (могла) пойти против воли родителей и поступать в Театральный сразу после школы, а не поступать  в Судостроительный? Они (родители) столько денег потратили на мое дополнительное образование, на репетиторов из Судостроительного… Для моих родителей человек с дипломом «актер драматического театра и кино» - синоним человека без диплома…  Как быть? Что делать?

Конкретных советов дать невозможно, поскольку – каждый подобный случай хоть и типичный, но, одновременно, для каждого абитуриента или абитуриентки – индивидуален. Не могу же я Вас призывать идти против воли родителей – с моей стороны это было бы непедагогично, да и, по-человечески, неправильно. Маму с папой надо уважать и слушаться. Как завещано в самом читаемом бестселлере: «Почитай отца своего и мать свою», так, кажется?

Но «почитая» волю родителей, и одновременно, имея свою силу воли, желание и характер, никто (и родители, в том числе) не помешают Вам в апреле-июне (тогда, когда Вы еще учитесь в последнем классе школы) попробовать свои силы на отборочных турах в Театральном ВУЗе.

Запомните: никаких документов (кроме, пожалуй, общегражданского паспорта) никто у Вас в приемной комиссии до прохождения КОНКУРСА не спросит. КОНКУРС – последнее, самое серьезное творческое испытание, когда абитуриентов остается от силы 1,5-2 человека на одно место. И если Вы успешно дойдете до КОНКУРСА (он всегда проходит 5-6 июля), думается, тогда есть смысл «открыться» родителям и рассказать, как Вам удалось пройти сквозь адское сито трех творческих туров, и - что Ваш талант замечен, и что от Вашей мечты – Вас отделяет лишь шаг! Думаю, большинство родителей, истинно осознав, через что пришлось пройти их ребенку, позволят ему (ей) сделать этот последний важнейший  шаг.  Тем более что если Конкурс, вдруг, Вами пройден не будет – что ж?- тогда Судостроительный ВУЗ широко распахнет перед Вами свои двери! Именно так и будут рассуждать Ваши «неумолимые предки». Но уж если и КОНКУРС будет пройден Вами успешно – тогда победитель - Вы, а победителей не судят!

 

Поверьте, через пару месяцев после Вашего поступления, Ваши родители, никогда ранее  не интересовавшиеся театром, вдруг, изменятся: сначала станут задавать нелепые вопросы об актерской профессии, потом начнут ходить на модные спектакли, на премьеры, а через некоторое время, осознав действительную сложность актерского ремесла, заметив Вашу титаническую творческую самоотдачу, с которой Вы станете овладевать этой архисложной, но великолепной профессией, станут не только помогать Вам, но и гордиться Вами.

 

Вашему вниманию предоставлен фрагмент  книги Эльдара Тагиева  «ПОЧТИ ВСЕ О ПОСТУПЛЕНИИ В ТЕАТРАЛЬНЫЙ ВУЗ», готовящейся к изданию в одном из крупнейших книжных редакций Москвы. План выпуска тиража – апрель 2010 года. Все авторские  права защищены. Перепечатка и использование текста разрешается только с согласия автора

 

Особенности современного делового общения.

Вместо предисловия.

 

«Жить в обществе и быть свободным от общества – нельзя!» - заявил однажды один промарксистский классик. Я не приверженец марксизма, но с этой мыслью согласен. И эта несвобода  подразумевает прежде всего наше постоянное общение. Мы общаемся постоянно. Везде и всегда. Хотим мы этого или нет. Такова Жизнь!

 

Наиболее сложным и массовым видом общения людей, обитающих в социуме, является  общение деловое. Мы не обойдемся без него во всех сферах наших отношений (исключая, разве, лишь семейные и сугубо личные, дружеские и половые). Остальные сферы (политика, экономика, коммерция, дипломатия, администрирование и т.д.) требуют от нас умения удачно проводить  переговоры, аргументировано спорить, корректно и правильно написать письмо или составить бизнес бумагу и многое, многое другое. Для достижения высокой результативности фактически в любом виде коммерческой деятельности нужно владеть определенным набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и способах ведения предпринимательского дела, и , безусловно, наряду с этими навыками – знать и владеть принципами современного делового общения.

 

"Бизнес - это умение общаться с людьми", "Единственный метод настраивать людей на энергичную деятельность - это общение с ними", - утверждают монстры предпринимательства, люди, достигшие вершин в своих начинаниях. Современный, желающий добиться успеха индивидуум, обязан для достижения своих целей владеть наукой деловых отношений, уметь устанавливать и поддерживать цивилизованные дела с людьми, преодолевать противоречия, разрешать конфликты, брать на себя в случае необходимости роль посредника, обязан уметь обращать свою деятельность во благо остальных людей, а так же собственной работы, собственного дела. И важно помнить: специфичной особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам и ограничениям.

 

Эти правила определяются типом делового общения, формой, степенью официальности, конкретными целями и задачками, которые стоят перед общающимися, а также национально-культурными традициями и публичными нормами поведения. Они фиксируются, оформляются в виде протокола (делового, дипломатического),  то есть в виде общепринятых норм общественного поведения, в виде этикетных и этических требований, ограничений временных рамок общения.

 

В зависимости от разных признаков деловое общение подразделяется на парные категории:

 

устное - письменное (с точки зрения формы речи);

 

диалогическое - монологическое (с точки зрения однонаправленности/ двунаправленности речи меж говорящим и слушающим);

 

межличностное - общественное (с точки зрения количества участников);

 

непосредственное - опосредованное (с точки зрения отсутствия / наличия опосредующего аппарата);

 

контактное - дистантное (с точки зрения положения коммуникантов в пространстве).

 

Все эти перечисленные признаки современного делового общения и формируют характерные, неповторимые  особенности деловой речи.

 

Пример: Так, если деловая письменная речь имеет книжную окраску:

 

"Арендатор обязуется нести полную ответственность за все убытки, которые он может причинять Арендодателю вследствие использования предоставленных площадей не по прямому назначению в согласовании с реальным контрактом …", - то деловая устная речь вбирает особенности различных стилей, в том числе разговорного: "Уважаемые господа! Я хотел бы представить на ваш трибунал доклад под заглавием "Банковские операции с ценными бумагами в России". Скажу сходу: "средства обязаны работать! Постараюсь привести ряд доводов…"

 

Монолог в деловом общении представляет собой продолжительное высказывание одного лица. Он относительно непрерывен, последователен и логичен, владеет относительной завершенностью, сложен по структуре.

 

Диалог предназначен для взаимодействия меж двумя либо несколькими собеседниками, причем в обмене информацией речевые партнеры могут изменяться ролями. Диалог спонтанен (как правило, не может быть заблаговременно спланирован), эллиптичен (фразы более свернутые, краткие, чем в монологе), экспрессивен.

 

Дистантное, опосредованное общение (телефонный разговор, почтовое и факсовое отправление, пейджинговая связь и т.д.) Различается от контактного, непосредственного завышенным вниманием к интонационному рисунку речи (устное общение), краткостью и регламентированностью, невыполнимостью использования жестикуляции и наглядных предметов в качестве носителей информации.

 

Деловое общение представляет собой широкий спектр жанровых разновидностей письменного и устного общения.

 

Письменная деловая речь, в которой реализуются диалогические дела, представлена всеми видами деловых писем, документами, фиксирующими социально-правовые дела - контрактами (договорами), соглашениями и всеми типами сопутствующих документов.

 

Устная деловая речь, в которой реализуется диалогические дела, представлена жанрами деловых переговоров, встреч, консультаций и т.П.

 

Совещания, собрания представляют собой особенный тип протокольного общения, в котором по большей части представлена монологическая деловая речь, не лишь имеющая письменную природу, но и существующая сходу в двух формах - устной и письменной.

 

Реклама, светское общение. Сейчас рамки делового общения расширяются. Реклама, светское общение стают неотъемлемой составляющей делового общения. Фурор компании, дела, сейчас во многом зависит от умения представить свои позиции в более удачном свете, заинтриговать потенциального напарника, создать благоприятное впечатление. Поэтому, кроме "читаемой" монологической речи, в практику делового общения все активнее входит подготовленная, но "нечитаемая" монологическая речь (презентационная речь, праздничная речь, вступительное слово на разных встречах), поздравительные письма, этикетные тосты).

 

Меня часто просят ученики: «Эльдар Рафикович, научите нас экспромту и импровизации в выступлении!»

 

Я не устаю повторять, что лучший экспромт, лучшая импровизация может родиться только при многократном повторении, многократной репетиции выступления.  Это сродни актерскому ремеслу.

Репетируйте, репетируйте, и еще раз репетируйте свой монолог (выступление, презентацию)! И тогда в один прекрасный момент, когда вы не будете думать о форме подачи своего выступления, структура выступления  уже будет в вашем подсознании, вы раскрепоститесь – и (о, чудо!) - импровизация (порой неожиданно для вас самих) родиться и ваше выступление обретет долгожданную свежесть и новизну.