Амплуа: бред или не бред?
Приходилось не раз слушать от поступающих в театральный ВУЗ:
«Эльдар Рафикович, мне это стихотворение точно не подойдет. Я же лирическая героиня…»
Т.е. абитуриентка уверена заранее в своем амплуа. Встает два вопроса:
1.«Права ли она в том, что необходимо подчинить выбор репертуара для поступления в театральный ВУЗ или во ВГИК своим внешним данным?»
2. «А существует ли на сегодняшний день разграничение артистов по амплуа?» Попробуем разобраться по пунктам, тем более, считаю, что ответы на эти два вопроса помогут для успешной подготовки и поступления в театральный ВУЗ.
3. Конечно, надо учитывать свои внешние данные при поступлении в театральное училище или ВУЗ. Внешние данные – это объективная реальность.
Это то, что дано нам свыше и не подлежит развитию, в отличие от, скажем, голоса или пластики. Смешно выглядит, не органично, искусственно, и чуждо, когда 16-18-тилетняя ярко рыжая, очень смешная и комичная девочка в веснушках, на полном серьезе читает высокую лирику Сафо, Ахматовой или Цветаевой. «Частенько мы не верим зеркалам», - сказал классик.
Действительно, это так. Комичная веснушчатая девочка (даже при условии таланта) вряд будет играть на сцене или в кино Дездемону или Катерину из «Грозы» - если это не режиссерский замысел или эксперимент. Я видел, как комик Евгений Леонов играл в «захаровском» спектакле Иванова по пьесе А.П.Чехова.
Это потрясало. Или - Панфилов: снял Инну Чурикову в своей картине «Начало», где она исполнила две роли – роль ткачихи и Жанны дАрк. С этой картины для Инны Михайловны открылись новые горизонты и окончилась череда ведьм и «Баб-Ёг» в театре и кино.
Но – это был сознательный шаг артиста и режиссера – разрушить рамки привычного. Но, согласитесь, Леонов и Чурикова – два гениальных исключения, которые лишь подтверждают правила. И помните – самое хорошее амплуа, это когда про Вас говорят: «Разноплановый актер»!
Суметь сыграть любую роль – к этому надо стремиться. Другой вопрос, что режиссер (педагог) часто видит Вас не так, как Вы сами себе себя представляете. И это часто бывает от несоответствия внутренних данных с внешними. Не идите на вступительных экзаменах при поступлении в Театральный ВУЗ или ВГИК против своей внутренней природы, но также объективно оценивайте свои внешние данные.
4. Безусловно, негласно, разграничение артистов по амплуа и сегодня существует в театре. Но эта грань с годами стирается. В современной драматургии – тем более. Пример: Вы наверняка смотрели сериал «Каменская». Сейчас трудно представить себе героиню, кроме как в прекрасном исполнении Елены Яковлевой. Кто она? Социальная героиня? Да.
Но и - лирическая в каких-то эпизодах. Но и - характерная, смешная, забавная, «не приспособленная к быту» – в каких-то моментах. Образ так выписал автором и рассчитан режиссером. Он не прямолинеен. Представим себе, смогла бы другая (талантливая) актриса сыграть данную роль? Да. Это и Ч.Хаматова, и А.Бабенко и многие другие.
Это, по большому счету, не принципиально для данного произведения. Главное, чтобы они были обаятельны, талантливы и разноплановы.
Но возьмем классику. Недавняя постановка «Идиота» В.Бортко: Вележева в роли Настасьи Филипповны. У нее строгая холодная красота, нервные руки и мимика. У Достоевского «выписан» образ Настасьи Филипповны, как первой красавицы Петербурга. Как бы мы не относились к актерским способностям Е.Яковлевой, Ч.Хаматовой и А.Бабенко – режиссер не утвердил бы их … по внешним данным. И зритель не принял бы.
Сказал бы: «Хорошо играет, но … мелковато». Согласны? Получилась у меня спорная статья. Тема уж больно интересная и неоднозначная.
Предлагаю всем заинтересовавшимся поднять эту тему у нас на сайте, на форуме.
Регистрируйтесь и пишите.
Я верю в Ваш талант!
Пишите
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
, звоните, обращайтесь в соцсети за вопросом.
За эти годы я успешно подготовил более чем 100 человек в театральные ВУЗы Москвы.
Приходите на живые занятия и участвуйте в Скайп-занятиях!
Ваш Эльдар Рафикович Тагиев.
Педагог по мастерству актера.
|