«Действие и чувство».
Вчера наткнулся на записки из дневников Леонида Волкова, в которых он рассматривает «действие и чувство» актера. Очень хорошо написано. Не могу удержаться, чтобы не привести некоторые выдержки, потому как считаю, что эти его мысли наиболее правильно и –одновременно – просто выражают суть актерского существования.
Причем, он рассматривает уже поведение актера, но все его слова с успехом можно отнести и к абитуриентам Театральных Вузов, многие из которых не понимают, в силу неопытности, что и как делать с литературным материалом, который им предстоит читать при поступлении в Театральный институт или во ВГИК. Ошибки схожи.
Итак, Леонид Андреевич пишет: « Чрезвычайно важное качество актера – умение действовать. Хотелось бы остановиться на этой проблеме подробнее.
Наблюдая в двух театрах актеров разных возрастов, различного опыта и стажа, разной степени талантливости, замечаю у большинства тягу к переживанию. Каждый из них знает, что должен быть на сцене горячим, страстным, эмоциональным, и хочет сразу «схватить этого быка за рога», считает себя обязанным быть взволнованным. Но дело в том, чем волноваться. К.С.Станиславский давно сделал вывод: чувство играть нельзя. И, пожалуй, довольно опрометчиво добавил, что чувство придет само собой. Вот все и ждут, когда придет, а так как «не приходит», актер совершает ту самую ошибку, от которой предостерегал Станиславский, старается изо всех сил играть чувство.
Собственная актерская практика меня убедила, что сыграть чувство – неосуществимая мечта. Чувство – это постоянное диалектическое движение, изменение, не поддающийся учету комплекс психологических слагаемых. Гнев, ненависть, любовь, ревность, зависть – их в душе «не ухватишь». Между тем в театре установилась именно такая система обозначения чувств, и на эту удочку актер «клюет». Он сам себя обманывает – волнуется, стараясь вызвать определенное чувство, ему кажется, что он этого достигает и становится, например, страстным и сильным, а результат получается совершенно иной. Сосредоточенность внимания актера на своем внутреннем состоянии, наоборот, ослабляет страстность и действенность, потому что, переживая, вовсе не обязательно быть выразительным. Переживать можно и молча. Если человек возмущен, он не всегда возмущается вслух, часто остается сдержанным, хотя внутри у него происходит буря.
Когда актер пытается играть чувство (от себя добавлю: когда абитуриент читает при поступлении в Театральный ВУЗ или ВГИК и пытается играть чувство Э.Т.), это мешает ему доходчивым, экспрессивным, ярким. Ему кажется, что такое «переживание» впечатляет, а на самом деле он «кипятится внутри», что отрицательно влияет на восприятие зрителя.
Есть однако другое – действенное волнение и увлечение, вызванное тем, чего добивается актер от своего партнера. (Вы возразите мне, абитуриенты, сказав, что на вступительных экзаменах в Театральный Вуз или во ВГИК у Вас нет партнера. Правильно.
На сценической площадке – Вы один. Но партнер у Вас есть. Он всегда есть, даже в спектакле, когда на сцене актер находится один и читает монолог. В при чтении монолога и при поступлении – у вас есть партнер! Это зритель, это приемная комиссия. Э.Т.). А чтобы действовать не нужно ничего переживать.; секрет в том, что переживания персонажа доходят до зрителя не от переживаний актера непосредственно, а от того, как он проявляет себя в действии. При этом зритель становиться творческим участником происходящего на сцене. Наблюдая поведение актера, он угадывает его переживания и творчески участвует в спектакле, а если тот показывает свои переживания, то зритель остается просто наблюдателем.
Актер призван воспитывать в себе умение действовать. Действовать – значит активно влиять на партнера, сосредоточив все внимание на нем («не я должен меняться, а партнер под моим влиянием»). И когда актер волнуется не по поводу своих переживаний, а в связи с тем, насколько он достигает желаемого от партнера, то это самое желание и делает его страстным: чтобы добиться желаемого от партнера необходимо навязать ему «свою волю» - и ты станешь сильным, ярким, экспрессивным. Ты станешь заразительным!
Главное, повторю, - взаимодействие с партнером, а не стремление сыграть свое внутреннее состояние». (Волков Л.А., нар.артист СССР, режиссер, педагог, «Из записных книжек»
(Добавлю от себя: для абитуриента, поступающего в Театральный ВУЗ или во ВГИК, главное не показать, не сыграть любовь, ревность, нежность, коварство, итд, а поставить себе конкретную, действенную цель : что «должен сделать» партнер (т.е. приемная комиссия), когда я закончу читать данный материал (басню, стихи, прозу)- пожалеть, полюбить, сострадать, понять, итд? И стремиться этим материалом (задачей) навязать свою волю комиссии. Вот тогда, и только тогда возникнут истинные чувства и абитуриент будет не только темпераментным, но и заразительным. Э.Т,).
|