Хотя риторические вопросы могут показаться банальностью, харизматичные лидеры часто их задают, чтобы удерживать внимание аудитории.
Иногда эти вопросы подразумевают очевидные ответы, но порой — задают слушателям трудную задачу.
Обратимся еще раз к Мартину Лютеру Кингу. В той самой речи «У меня есть мечта» он говорил:
«Поборников гражданских прав часто спрашивают: "Ну когда же вы успокоитесь?"», а продолжил тем, что если людей всячески угнетают, то они, конечно же, не могут успокоиться.
Анита Роддик, основательница Body Shop, однажды с поммощью трех риторических вопросов объяснила, почему одной из первых заговорила об этической и социальной ответственности бизнеса.
«Ход моих мыслей был очень простым.
Как сделать бизнес человечнее?
Как встроить его в жизнь сообщества?
Как нацелить бизнес на благо общества?»
В личном общении этот прием воздействует не хуже.
Например, Михаил, руководитель, принимавший участие в одном исследовании, так «воспитывал» нерадивого подчиненного:
«И что ты намерен делать? — спрашивал он. — Вернешься к себе в кабинет и будешь жалеть себя? Или ты все-таки сможешь показать, на что способен?»
А вот еще один вопрос (в котором заключена мета¬фора) — его задал Фрэнк, начальник ИТ-отдела, перед которым поставили невыполнимую задачу. Нужно было во что бы то ни стало отказаться от нее:
«Как прикажете во время полета менять в самолете двигатель?!»
В раздатках к тренингу Сертификат оратора мы приводим наборы лучших риторических вопросов на все случаи жизни.
|