Продолжаем наши уроки по практической аргументации в публичном выступлении.
В первом уроке мы поговорили с Вами о том, как заполнять, составлять «решетку аргументов» и договорились о том, что этих аргументов должно быть не бесчисленное множество, а 3-4 самых ценных, глубоких, убедительных аргумента.
Но эффективная аргументация включает в себя умение не просто подобрать действенные аргументы, но и правильно их расположить, выстроить в верной последовательности, создать логическую структуру доказывания тезиса.
Что чаще всего представляет собой наша повседневная аргументация, будь то спор, полемика или просто убеждение собеседника в своей правоте? Хаотичный набор аргументов. Разве мы задумываемся о том, с какого из них начать, а каким закончить свою речь, мысль, выступление? К сожалению, мы не думаем об этом. Напрасно! Бесструктурное изложение аргументов не производит должный эффект. Аргументы необходимо выстраивать в четкой, выверенной последовательности, которую мы будем называть линией аргументации. (титр)
Линия аргументации – это продуманная последовательность аргументов, которые мы подготовили для убеждения оппонента в правоте собственной позиции. Идеальный вариант – когда один аргумент плавно перетекает в другой, но при этом соблюдаются причинно-следственная связь и общая логика повествования. Как же подготовить линию аргументации?
Вот достаточно простой и универсальный алгоритм, много раз проверенный на практике.
Прежде всего: ПЕРВОЕ: Определяем аудиторию, которой будем доказывать тезис. Принципиально важно предположить, какими будут слушатели: условно доброжелательными или недоброжелательными. ОТ ЭТОГО БУДЕТ ЗАВИСИТЬ В КАКОМ ПОРЯДКЕ МЫ РАССТАВИМ НАШИ 3-4 АРГУМЕНТА, чтобы они лучше сработали на восприятие слушателей. Доброжелательная аудитория – это проверенные люди, которых вы знаете, и поэтому уверены, что информация будет восприниматься ими позитивно и с одобрением. Например, выступая с речью на съезде партии перед единомышленниками, можно с 100 %-ной вероятностью считать эту аудиторию доброжелательной. Они порой готовы аплодировать каждому вашему аргументу (отр). Если же вы не уверены в позитивном настрое слушателей или даже полагаете, что аудитория, возможно, не поддержит тезисы, которые вы будете доказывать, то можно считать ее условно недоброжелательной.
ВТОРОЕ: Находим в совокупности подготовленных аргументов самый сильный и самый слабый. Как их определить? Наиболее доказанный, универсальный, глубокий, выигрышный и объективный аргумент будет самым сильным в вашей линии аргументации, а достаточно сомнительный, спорный можно отнести к самому слабому. Помните, что в любом доказывании всегда есть сильные и слабые аргументы.
Итак мы с Вами выбрали 3-4 доказательных аргумента, выписали их при подготовки к выступлению, определили степень важности каждого и…
ТРЕТЬЕ: Как же расставлять аргументы, в каком порядке
Если недоброжелательная аудитория, которой не особо близка ваша точка зрения, сначала услышит слабый аргумент, то это может лишь ее усилить скептический настрой. Если же вы начнете свое выступление с самого сокрушительного и мощного факта, то он однозначно вызовет интерес и внимание аудитории и заставит ее как минимум выслушать вашу точку зрения и другие приводимые вами аргументы. В позитивно настроенной аудитории припасите самый убойный аргумент для эффектной концовки своего выступления или речи, чтобы быть уверенным в том, что слушатели примут вашу точку зрения.
В 80% случаев, чаще всего аудитория нам неизвестна. Поэтому предлагаю еще одно универсальное правило: если аудитория заранее неизвестна или сделать прогноз о ее реакции на вашу позицию не представляется возможным, ставьте сильные аргументы в начале и в конце своей речи.Аудитория запомнит именно их – самые мощные, выверенные и объективные из всей линии аргументации. И чаще всего при любом выступлении, убеждающем выступлении аргументы располагаются именно так.
ЧЕТВЕРТОЕ, и, наверное, главное. Чтобы аудитория или партнер по переговорам не путались в приводимых вами аргументах, не забывали их и различали, нужно их выделять. Если произносить свои аргументы монотонно, скомкано или слишком быстро, создается впечатление, что у вас в запасе был один, но очень длинный аргумент. Аудитория не смогла различить, четко услышать и воспринять аргументы, которых на самом деле было несколько Как этого избежать? Необходимо обозначать, выделять аргументы в своей линии аргументации: первый, второй, третий, четвертый Кроме того, это можно делать с помощью: • четких пауз между аргументами; • счета «во-первых, во-вторых, в-третьих…»; • вводных фраз типа «Следующее, что мне хотелось бы выделить…», «Немаловажно заметить, что к тому же…», «Еще один факт в пользу того, что…» и т. д.; • и даже загибания пальцев.
Итак сегодня мы с вами изучили важный аспект и приобрели, пусть пока теоретический навык, в выстраивании линии аргументов.
В следующих роликах мы поговорим с Вами о важности рациональных и эмоциональных аргументов, о том, как совмещать и чередовать их в Вашей линии аргументации.
http://www.youtube.com/watch?v=PrJjebeA33c
|