Наша подписка

Подписаться на рассылку "Как же поступить в Театральный ВУЗ?"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Наш Skype

Skype Me™!

Мы в сети

youtube

youtube

facebook






Фотогалерея

Фото 21
Image Detail

Счетчики

Рейтинг@Mail.ru
Статьи - Салтанова Ариадна Юрьевна

 

Салтанова Ариадна

Его Величество – Слово.

 

И сказал Бог: да будет Свет. И стал Свет.

 

Библия начинается с описания деяния Господа по созданию земли. И каждое новое его созидательное действие  начиналось словами «и сказал Бог». Вначале он сказал, то есть  направленно пожелал, а потом уже данное желание воплотилось, обрело материальные формы. Магия слова не имеет границ. Мысль наша обретает материальную форму посредством нашего речевого общения. Вот почему, так необходимо быть внимательным к словам. За ними скрывается как позитивное, так и негативное действие. Словом мы можем низвергнуть или возвеличить, убить или воскресить, разрушить или построить.


Владение искусством Слова – это обострённое чувство и мастерство речи, безупречная дикция, умение сосредоточить в слове весь смысл происходящего и в то же время придать ему чисто музыкальную красоту звучания.

Крайне важна убеждённость в том, что сказанное интересно, нужно, что Вы не можете не сказать того, что думаете, во что верите. Вам необходимо заставить своих товарищей видеть и оценивать факты и явления так, как оцениваете Вы сами.

Мы предостерегаем Вас как от бессмысленного, механического проговаривания вслух пустых слов, так и от декламационной, псевдоэмоциональной речи.

Для того, чтобы Ваша речь стала четкой, понятной, доступной окружающим необходимо освоить технику речи.

Работа над техникой – процесс трудоёмкий, длительный. В этом процессе необходимы воля и сознательное отношение к занятиям. Особенно это относится к устранению дикционных недостатков. Орфоэпия и дикция – два раздела, которые неразрывно, органически связаны, так как оба призваны утверждать чистоту русской речи.

Распространенность говоров и нарушений правил произношения сильно засоряют современный русский язык.

В связи с этим, педагогами нашего центра разработан целый комплекс упражнений, устраняющий сложные речевые недостатки.

Правильность и чистота речи неразрывно связаны с её мелодией, интонацией. В наше время людям, нацеленным на успех, просто необходимо владеть хорошо тренированным дыханием и гибким, звучным, большим по диапазону голосом, чёткой дикцией.

Людям «речевых» профессий постоянная тренировка дыхания и голоса необходимы как для сохранения профессиональных качеств голоса, так и для профилактики заболеваний голосового аппарата.

На первых же упражнениях по дикции и орфоэпии требуется правильное использование дыхания и скоординированная направленность голоса. На этом этапе обучения проверяются и закрепляются правильно и чётко произнесённые звукосочетания и слова.

Богатство голоса тесно связано с богатством мысли и воображения.

К.С. Станиславский в своем выдающемся произведении  «Работа актёра над собой» писал, что «хорошие голоса в разговорной речи редки. Если же они и встречаются, то оказываются недостаточными по силе и диапазону. Даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи.»

В последние годы была проведена огромная работа врачами- ларингологами, физиологами, психологами, специалистами по лечебной физкультуре в области изучения механизмов речи, слуха, теории голосообразования. Всё это позволило совершенствовать методики работы над дыханием и развитием речевого слуха. Был найден верный и доступный путь к освоению правильного фонационного дыхания, к умению самостоятельно работать над совершенствованием своего речевого аппарата, снимать мышечные зажимы, которые мешают работе над голосом.

На групповых занятиях под наблюдением тренера Вы будете осваивать упражнения на дыхание, голосообразование, дикцию, развитие речевого слуха. Большое внимание уделяется умению осознать, запомнить и закрепить те мышечные и вибрационные ощущения, которые возникают в процессе тренировки голоса. Необходимо закрепить данное умение в домашних условиях, в режиме самостоятельной работы над совершенствованием приобретенных речевых навыков.

Известный исследователь механизмов голосообразования Л.Б.Дмитриев писал, что под влиянием тренировки анализ различных видов чувствительности становится всё более тонким. В работу включаются всё меньшие и меньшие группы мозговых клеток. В двигательном анализаторе, анализирующим мышечно-суставное чувство, совершенствуется двигательная функция. Это выражается в уменьшении лишних движений, ликвидации ненужных напряжений.

Это наблюдение можно с полным правом отнести к тренировкам речевого аппарата. Упражнения построены таким образом, что сначала невольно, а потом абсолютно сознательно Вы начинаете управлять своим голосовым аппаратом. В результате постоянных тренировок навыки закрепляются и становятся автоматическими.

В процессе прохождения ступени за ступенью общего курса «Секреты ораторского мастерства» Вам будут всё больше и больше открываться механизмы управления собственным голосом. И в итоге Вы постигнете, что в Ваших руках находится магический кристалл, могучий инструмент, который не только преобразует лично Вас, но и совершенно изменит и качественно улучшит пространство Вашего бытия.

Его величество Слово – станет путеводной звездой, Вашим личным маяком в безбрежных просторах, бескрайних морях и океанах Вашей жизни.

Генератор эмоций.

 

В конце 80-х театр, в котором я работала в должности актрисы, принимал участие в международном молодёжном театральном фестивале, который проходил в городе Дюссельдорф (Германия). В рамках фестиваля нашего режиссёра попросили провести мастер – класс по актёрскому мастерству. Пришли немецкие актёры.

Накануне мы смотрели спектакль с их участием в Дюссельдорфском драматическом театре. У меня создалось очень странное впечатление от увиденного на сцене. Когда главной героине по ходу пьесы надо было заплакать, она откровенно вытащила какой-то пузырёк, накапала в глаза и начала как-то уж слишком театрально рыдать. И все остальные персонажи играли как–то уж очень самодеятельно.

Но, зная склонность немцев к различным экспериментам в области театральных технологий, я решила, что данная актёрская игра – это, вот такое, режиссёрское видение пьесы. Когда же в процессе проведения мастер – класса ко мне подошли немецкие актёры и начали задавать кучу вопросов по актёрским техникам, я поняла, что о системе К.С.Станиславского, М. Чехова и др., немецкие товарищи имеют очень смутное представление. Они обступили меня и просили вначале показать, а затем объяснить, как это вдруг взять и заплакать без каких-то посторонних лекарственных средств. Я стояла и плакала. И пыталась объяснить, что на полке моих собственных эмоций лежит штамп № 256 и я лишь достаю его, и это совершенно не требует от меня каких-либо дополнительных усилий.

И тогда я впервые задумалась, а каким вообще образом образовалась вот эта самая полка. Когда я приходила на занятия, по мастерству актёра, учась в Щепкинском театральном училище, наши мастера-педагоги без конца твердили нам об этих полках и штампах, но по началу это оставалось  лишь на информативном уровне.

Но……С удивительным упорством……

Нас учили управлять своими эмоциями, владеть телом, развивали творческую фантазию, учили наблюдать за происходящими вокруг нас событиями, анализирую все мелочи, не пропуская не единого, даже самого, казалось бы, незначительного эпизода жизни. Мы учились наблюдать за людьми, животными, окружающей нас природой. Мы постигали безграничные возможности своего голоса. Мы пытались примерить на себя предполагаемые обстоятельства, в которых оказывались наши персонажи. Мы искали в их характерах близкие нам черты, чтобы оправдать для самих себя различные поведенческие моменты наших героев и тем самым быть наиболее убедительными для зрителя. И, в итоге каждый из нас построил свой шкаф, на полках которого сложил собственный опыт, навыки и приобретённые знания.  Но как это всё объяснить немецким коллегам за строго определённый период мастер – класса!?

Нас научили, какие кнопки в нашем актёрском организме необходимо нажать, чтобы не только ты сам, но и зритель, ради которого ты столькому научился, включился в систему позитивного восприятия, сопереживания, участия  по отношению к твоему персонажу, и, наконец, испытал истинный катарсис, как квинтэссенцию наибольших зрительских эмоций.

Мало уметь самому плакать. Надо суметь так заплакать, чтобы с тобой залился морем слёз весь зрительный зал.

Мало уметь в любой момент засмеяться самому. Надо уметь смеяться так, чтобы у всего зрительного зала заболели животы от гомерического хохота.

Ведь самый главный генератор энергии на сцене – это сам актёр. Знание собственной психофизической природы организма, умение вовремя и всегда, кстати, нажать на нужную кнопку внутри самого себя и достать с любой полки шкафа собственных эмоций необходимый номер любимого штампа – главная и совершенно необходимая функция для бесперебойной работы генератора творческой энергии.