Вопрос не праздный!
Сталкиваюсь с этой проблемой ежегодно. Частенько в мае-июне, когда поступление в театральные училища в самом разгаре, мне раздается телефонный звонок, и взволнованный юный голос скороговоркой умоляет:
«Эльдар Рафикович! Меня пропустили на второй тур, но велели поменять стихи! Помогите!»
или
«Я дошла до третьего тура театрального ВУЗа, но сам мастер меня еще не видел. Один из слушающих меня педагогов театральрного ВУза после второго тура посоветовал взять что-нибудь более меня «раскрывающее»! Что это значит? Подскажите!!!»
Обычно, к подобным фразам, этот абитуриент или абитуриентка, которые поступают в театральное училище (ВУЗ) или ВГИК, добавляет, что времени осталось 2-3 дня. Хорошо, если – неделя…
Не стану повторяться о том, что репертуар абитуриента театрального ВУЗа должен быть многоплановым, разнообразным и большим.
Считаю, что молодой человек или девушка, стремящиеся к поступлению, обязаны самым серьезным образом готовиться к творческим турам.
Минимум 6-9 стихотворений, 4 прозаических отрывка, 3-5 басен разных авторов.
Поверьте, если у Вас в запасе большой репертуар, и вы предлагаете варианты комиссии – это уже вызывает уважение.
Я не рассматриваю в своих постах абитуриентов, начисто лишенных актерских способностей и сценических данных. Такие «слетают» с первых консультаций! Я говорю о лицах, которых пропустили на дальнейшее испытания. То есть педагоги (комиссия) в них что-то увидела, рассмотрела. Этот человек зацепил их, заинтересовал, но… Так что же есть это самое «НО»?
Предположим, у Вас удивительные, потрясающее сценические данные. Еще когда вы сидите в «пятерке, или «десятке», педагоги краем глаза посматривают на вас.
Они ждут, когда вы начнете читать! Поверьте, ждут!
И вдруг, молодой человек, которого они уже мысленно видят Хлестаковым в дипломном спектакле начинает читать им «Реквием» Рождественского, затем прозу Горького и какую-нибудь невнятную басню Лафонтена, которую он выбрал, чтобы как-то выделиться из всей этой «крыловской» оравы.
Педагоги актерского мастерства останавливают этого молодого человека на вторых строчках и спрашивают: «У Вас есть еще что-нибудь?» «Есть, - отвечает молодой человек».
И начинает читать «Черного человека» С.Есенина. И читает – то , главное, не плохо… «А что-нибудь по-веселее?»- еще раз просят его. «Нет, по-веселее у меня нет,» - отвечает молодой человек. «Спойте нам что-нибудь …», - тогда просит комиссия. И тут, бывает, наступает ступор. Кроме: «Ой мороз, мороз!» в голову ничего не идет, парень огорчается, его просят присесть. После того, как все отчитали, его отдельно вызывают обратно в аудиторию и просят изменить программу. Причем, зачастую, ему даже не объясняют, что конкретно от него хотят услышать на следующем туре. Просто говорят ему: «Возьмите, что-нибудь легкое, изящное…» Комиссии кажется, что все и так пареньку понятно. А что произошло?
Его пропустили АВАНСОМ. Он очень им понравился, но кроме потрясающих внешних данных комиссия не увидела в пареньке, то, что хотела бы увидеть. А хотела она увидеть легкость, азарт, раскрепощенность, быструю внятную речь, заразительность, иронию, юмор…
«Брызги шампанского, Кураж!!!» - как я это называю. А увидели тяжелый, драматический материал, пусть даже не без способностей прочитанный. Было ощущение (ложное!), что этот восемнадцатилетний паренек уже столько в жизни испытал, столько низости и подлости повидал на своем веку, стольких полюбил и разлюбил, во всем разочаровался, что мама не горюй! Произошло то, что так часто бывает с абитуриентами театральных ВУЗов. Молодому человеку всю свою предыдущую жизнь казалось, что он серьезный, умный, рассудительный и т.д. Он себя таким видел со стороны.
И программу он себе подобрал, как ему кажется «под себя». Ан, нет! Его внешние данные в корне не совпали с тем литературным материалом, который он выбрал для поступления в театральный ВУЗ или ВГИК.
С одной стороны – он окрылен, его пропустили дальше, но что значит «легкое, изящное»?
Хорошо, если попадется хотя бы не педагог, то хотя бы старшекурсник, который слышал его чтение (студенты часто сидят на прослушиваниях абитуриентов и, кстати говоря, слушают абитуриентов очень хорошо, помогают, чем могут).
И если этот старшекурсник внятно объяснит молодому человеку, какого плана программу от него хотят услышать? Но время, время поджимает! Хорошо если есть пара недель, хоть что-то можно поменять, сделать… А если пара дней?
Дорогие абитуриенты театральных ВУЗов!
Я верю в Ваш талант!
Пишите
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
, звоните, обращайтесь в соцсети за вопросом.
За эти годы я успешно подготовил более чем 100 человек в театральные ВУЗы Москвы.
Приходите на живые занятия и участвуйте в Скайп-занятиях!
Готовьтесь, готовьтесь заранее! С уважением и наилучшими пожеланиями, Эльдар Рафикович Тагиев,
педагог по мастерству актера и режиссуре.
|