Наша подписка

Подписаться на рассылку "Как же поступить в Театральный ВУЗ?"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Наш Skype

Skype Me™!

Мы в сети

youtube

youtube

facebook






Фотогалерея

Фото 5
Image Detail

Счетчики

Рейтинг@Mail.ru
Основные критерии отбора при поступлении в театральный
Основные критерии отбора при поступлении в театральный ВУЗ.
 
 
 
«Существуют только два критерия при поступлении в театральное училище: это у будущего студента можно исправить, это исправить не удастся никогда… Из этого и надо исходить!» Леонид Волков, великий театральный педагог.
 
 
 
 
При поступлении в театральный ВУЗ, училище или во ВГИК существуют критерии отбора абитуриентов. Еще недавно перед педагогами по актерскому мастерству, которые слушали абитуриентов на заключительном творческом конкурсе, перед каждым педагогом по мастерству актера, лежал разлинованный лист бумаги, в который педагог ставил свою оценку напротив того или иного творческого критерия абитуриента. Примитивно, по пунктам.
 
 
Сейчас таких «листочков» нет, но для каждого педагога по актерскому мастерству, профессионала своего дела, такие «пунктики» существуют в их головах. Эти пункты – параметры, творческие критерии, критерии отбора напротив которых педагог умозрительно проставляет абитуриенту баллы. Попробуем разобраться. Что же это за пункты?
 
 
Первым пунктом стоят: «Внешние данные абитуриента театрального ВУЗа».
 
 
Для актера – его внешние данные – его визитная карточка. Это то, что он не может развивать, это – от Бога и родителей. Глаза, лицо, улыбка, рост, фигура, белизна зубов, форма губ, цвет и натуральность волос, отсутствие явных физических недостатков, – это реальность и на это, естественно, педагоги по мастерству актера (актерскому мастерству) обращают первостепенное внимание.
 
 
Но не надо путать «внешние данные» абитуриента театрального ВУЗа с его/ее «сценическим обаянием». Пока, в первом пункте, оно не рассматривается. Как и сексуальность. Как и красота.
 
Понятие красоты, кстати, условно и субъективно. Понятие красоты, особенно женской, меняется у человечества, как и мода. Для эпохи Возрождения - Джоконда Леонардо да Винчи - была эталоном красоты.
 
 
 
Но…если мы сегодня поставим рядом фотографию какой-нибудь Мисс Вселенной и репродукцию Джоконды – уверяю Вас – выбор современного среднестатистического мужчины падет не на «эталон да Винчи».
 
 
Выставляя мысленно оценку в строке «внешние данные» - педагог по мастерству актера (актерскому мастерству) смотрит не на Вашу красоту, а на степень выразительности ваших внешних данных.
 
Можно быть далеко не красавицей, но иметь такие выразительные и проникновенные глаза, которые, кажется, отражают малейший «шорох Вашей души», как говорил великий К.С.Станиславский.
 
Или, опять же, не быть красавцем, но иметь такую живую мимику («живое лицо»), - которая «зеркалит» любой нюанс Ваших переживаний. Можно иметь редкие «внешние данные». Например, очень смешные, внешние данные комика. Вам встречались на жизненном пути люди, первый взгляд на которых вызывает улыбку? Не часто, но, наверняка, встречались.
 
 
 
 
Или – наоборот, - посмотришь на человека – и оторопь берет!
 
Настолько он кажется каким-то необычным, ярким, его лицо, глаза, движения – будоражат, вызывают эмоциональный отклик. Еще реже такое случается – но случается.
 
 
Вот такую природную редкость мы, педагоги по мастерству актера, называем уникальными внешними данными. Но это редкость! Наличие этих выразительных средств зависит не от нас с Вами. Повторюсь, это объективная реальность – именно на нее и обращают в первую очередь педагоги. Потому что знают, большинство из нижних строк «оценочной ведомости» (голос, дикция, пластика, даже, музыкальный слух), можно будет развить у студента в процессе обучения, а вот внешние данные и их природная выразительность развитию не подлежат.
 
Они или есть, или их нет…
 
(Из статьи Эльдара Тагиева «Кого принимают в театральные училища?» - газета «Культура» сентябрь 1993 год.)
 
 
Я привел здесь отрывок из моей старой статьи. Статья, хоть и старая, но с 93 года я своего мнения по поводу одного из основных критериев при отборе абитуриентов театральных ВУЗов не поменял.
 
 
Да, существует понятие «сценическое обаяние» - тоже очень важный критерий при отборе при поступлении в театральные ВУЗы. Но что такое «сценическое обаяние»? Это – «подпункт» того о чем я говорил выше. Сценическое обаяние – опять же не путайте с красотой – вытекает из «внешних данных».
 
 
«Сценическое обаяние» - это то, попросту говоря, что объясняет почему нам - интересно, приятно, увлекательно наблюдать за человеком, находящимся на сценическом пространстве. Это, опять же, объективный фактор: или он есть, или его нет.
 
 
 
«Сценическое обаяние» может быть как положительное, так и отрицательное.
 
 
Например, возьмем всем известный пример – фильм «Брат»: Данила Багров (актер Сергей Бодров – младший) - положительное обаяние, его брат (актер Виктор Сухоруков) – отрицательное обаяние.
 
 
 
Но нам зрителю увлекательно, интересно, приятно наблюдать за существованием в кадре этих разнополюсных актеров. Наш глаз не устает ни от того, ни от другого.
 
У обоих присутствует магия «сценического (в данном случае - кинематографического) обаяния». 
suhoi          _
 
 
Сцена и экран обладают поистине магическим действием.
 
Порой красавцев в жизни – они превращают в серую посредственность, и – наоборот! Не спорю, существуют всемирно признанные эталоны мужской и женской красоты на сцене и экране. Например, Мерилин Монро – эталон женской красоты и сексуальности для многих американцев. Она была очаровательна и в жизни, и на сцене. Но, согласитесь, Мерилин Монро – никогда не была признана Великой Актрисой.
 
 
 
Мир «молился» на нее, как на икону очарования. К объективным факторам (критериям, которым невозможно исправить) я отношу, как кому бы ни показалось странным, чувство ритма.
 
 

monro

 
Чтобы не быть голословным приведу выдержку из интервью выдающегося педагога Санкт-Петербургской театральной школы, профессора по сценической речи Ю,А. Васильева.
 
Его спросили: - "Юрий Андреевич, можно ли без музыкального слуха стать актером?
 
Юрий Андреевич ответил:
 
 
«Слух нужен, хотя порой мы принимаем в театральный ВУЗ абитуриентов с приторможенным музыкальным слухом. Но если возникает проблема ритма, то тогда – все. И хочется взять человека, и даже иной раз берешь, но к третьему курсу понимаешь: это непреодолимо. Ребята без слуха начинают петь через ритмы, и слух налаживается. Но если ритм хромает, человек даже слышать и воспринимать не сможет, куда там воспроизводить. Педагоги выпускают его из вуза, понимая, что выпускают на гибель. Бог дал ему многое другое: обаяние, подвижность, хорошую восприимчивость – все в нем есть, а элементарное действие он выполнить не способен. Он может случайно проткнуть кого-то шпагой, нанести кому-то случайный удар, он выпадает из танцевальных номеров, а главное, он неподвижен в речи, а речь вся – на ритмах. Он не воспринимает особую стилистику автора, он везде одинаков: бубухает, бубухает, бубухает….»
 
 
 
И третьим «китом» из тех критериев, что даны абитуриенту Богом (после внешних данных и чувства ритма), я считаю, это - внутренняя эмоциональность и заразительность.
 
Думаю, не стоит объяснять детально, что под этим подразумевается.
 
Для меня «заразительность» - это когда у меня от эмоционального переживания актера начинают по спине «бегать мурашки». Но в отличие от первых двух критериев, Вашу эмоциональность, к счастью, развить можно и ее в хорошем театральном ВУЗе развивают.
 
 
И по окончании театрального ВУЗа хороший актер этим всю жизнь и занимается – он с каждой ролью «растит» свою эмоциональность, повышает градус воздействия на зрителя.
 
 
На приемных экзаменах необходимо хотя бы раз заявить о наличии в Вас актерской эмоциональности! И тут очень важно, найти такой репертуар при поступлении в театральный ВУЗ, чтобы приемная комиссия почувствовала хотя бы «зачатки» этой эмоциональности, то, что она Вам присуща.
 
 
Достаточно раз «зацепить» эмоционально комиссию, мастера – и «плюсик» в данной строке Вам гарантирован.
 
 
Все остальное (говор, проглатывание букв, дефекты речи, скованность, отсутствие должной пластики, ит.д.)   ИСПРАВИМО! 
 
 
А значит, не может служить Вам препятствием при поступлении в театральный ВУЗ!
 
Удачи Вам!
 
Если возникли дополнительные вопросы по материалу данной страницы, пишите мне лично или пишите на форуме .
 
Регистрируйтесь, открывайте тему в разделе «Поступление в театральный ВУЗ» и задавайте мне вопросы.
 
 

Я верю в Ваш талант!

 

Пишите   Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , звоните, обращайтесь в соцсети за вопросом.

 

За эти годы я успешно подготовил более чем 100 человек в театральные ВУЗы Москвы. 

 

Приходите на  живые занятия и участвуйте в Скайп-занятиях!

 
 
С радостью поделюсь с Вами своими знаниями и опытом.
 
 
педагог по мастерству актера (актерскому мастерству).