Сегодня понедельник. В субботу и воскресенье проводил закрытый тренинг «Деловые переговоры» в компании N в Зеленограде.
Зеленоград зимой
Тренинги «закрытые» (для компаний) я люблю проводить больше, чем «открытые» (народ набирается разношерстный, незнакомый друг другу).
Но легче провести три «открытых» тренинга в любые дни недели, чем один «закрытый», но в выходные дни. И дело не во мне. Мне абсолютно наплевать на день недели, у меня график «свободного художника». Дни недели далеко не безразличны тем, кто на тренинг пришел. В будние дни (читай, в рабочее время) корпоративный тренинг для слушателей - благо, разнообразие, отвлечение от серых буден и компьютерного стола. Слушатели внимают каждому твоему слову, с увлечением проводят игровые баталии, они раскованы и инициативны, они почти в отпуске. Ты, под конец тренинга, для них кум, брат, сват и наипервейший друг, с которым они мечтают сфотографироваться на память. На фотке, ты, естественно, - в центре!
Но, не дай Бог, работодатель устроит им учебу в их законные выходные дни!
Субботне-воскресный тренинг… Входишь в аудиторию, смотришь слушателям в глаза, и… У одного в глазах тоска, у другого - настырный вопрос, почему по дороге к ним твоя машина не врезалась в асфальтоукладчик, у третьего глаза закрыты, он спит. Четвертого и пятой еще нет – «они запаздывают», сейчас придут, не выспавшиеся, злые, с пятничным ароматом купажированого Глен Клайд 12-летней выдержки, держась за руки, и сядут в самый дальний уголок ворковать.
Если Вам придется когда-нибудь выступать перед такой спяще-агрессивно-пофигистически настроенной аудиторией, ни в коем случае, не пытайтесь их растормошить. Не пробуйте развеселить сходу какой-нибудь приготовленной заранее шуткой или свежим анекдотом. Брать быка за рога – Бесполезняк с большой буквы! Эффект, скорее, будет противоположным. Со своим бодреньким настроением, Вы станете их врагом, на два дня тренинг превратится в адовы муки и для них, и для Вас.
Но еще более самоубийственно – попытаться сделать вид, что Вы ничего не замечаете и, что все в порядке. В этом случае, у аудитории будет однозначный вывод: он не только сволочь, которая заставляет нас впахивать в уикенд, он еще - и дурак! И, отчасти, будут правы.
С этого места подробнее.
Что мы несем в себе, когда открываем дверь лекционной аудитории или переговорного зала? Традиционно: веру в успех, уверенность в себе (не путать с самоуверенностью), уважение и доброжелательное отношение к аудитории (к партнеру), энергичность, напористость, убежденность, что ваше выступление (предложение) будет соответствовать или интересам аудитории или обоюдным интересам (при переговорах). «У того, кто ищет только выгоду для себя или озабочен тем, как он выглядит с трибуны, такой убежденности нет, и его внутреннее несогласие с тем, что он говорит, выдаст себя», - примерно так написано в любом мало-мальски грамотном учебнике по коммуникационным навыкам. Так то – оно так, но… Этого мало! Это все для первокурсников и домохозяек, которые пришли от скуки на начальный курс риторики.
Для работы с архисложной аудиторией необходимо умение мастерски владеть «зоркостью в общении». Это понятие, если не ошибаюсь, ввел В.А. Кан-Калик с своем труде «Грамматика общения». Зоркость в общении проявляется в том, чтобы мгновенно оценить психологическое состояние аудитории (партнера), реакцию на Ваше появление, расположенность к общению с Вами, готовность или неготовность к немедленному началу общения (деловых переговоров). Это позволяет начать разговор с аудиторией не только в нужной тональности, но и в их сиюминутном состоянии. Без элементов актерского мастерства здесь не обойтись.
Чтобы обуздать моих будущих учеников и привести их в рабочее состояние, мне, с места - в карьер, пришлось использовать эти самые элементы.
Упражнение «зеркало» делается на первых курсах театральных школ многих стран. Будь то школа переживания, представления, русская, американская, японская - в любой. Упражнение простое. Оно воспитывает, как считается, сценическое внимание. Один человек (ведущий) совершает перед воображаемым зеркалом некое простое физическое действие (девушка наносит макияж, юноша-студент бреется и т.д.). Другой участник (ведомый), напротив, лицом к лицу, «играет» отражение. «Ведомому» необходимо стараться в точности передавать движения партнера с одним условием, что правая рука «ведущего» – твоя левая, его левая нога – твоя правая. Точь-в-точь, как в зеркале. Причем, «ведомому», концентрируя внимание, нужно стараться не отставать от «ведущего».
Но сути, это упражнение воспитывает не только внимание. Когда я практиковал это упражнение со студентами второго года обучения, я просил их усложнить его, быть не только внимательными и механически точными при «отзеркаливании» физического действия партнера, но попытаться поймать его дыхание, мимику, взгляд… В итоге, при успешном выполнении этого упражнения, некоторым студентам-«ведомым» удавалось поймать настроение партнера-«ведущего».
Я обратил на это внимание еще 20 лет назад. Сейчас это упражнение взяли на заметку тренеры не только ораторских школ, но и практикума НЛП. Вот маленький ролик, где моя молодая коллега из Тюмени, с учениками, проводит это упражнение.
http://www.youtube.com/watch?v=5OWfNXJXkDo
Как известно «зеркаливание» очень помогает при ведении сложных переговоров тет-а-тет. Говорят, что «зеркало» использовал Рональд Рейган при переговорах по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности с Михаилов Горбачевым. Не знаю, правда ли это, но не удивлюсь, что так оно и было. Рейган не даром был классным актером. И он блистательно провел эти переговоры, сумев навязать СССР ряд выгодных для Штатов предложений.
Ведь цель «зеркаливания» в деловых переговорах не столько поймать настроение, «волну» партнера, но – главное, - поймав ее, суметь заставить партнера постепенно перейти на «волну» свою и, навязать свою волю!
Но я отвлекся…
В ту субботу, в Зеленограде, мне тоже пришлось «зеркалить»!
Причем, не по одному (как на деловых переговорах), а всех сразу, скопом. Благо, я предчувствовал и знал по опыту, что меня ждет в аудитории, я был готов к этому.
Всех сразу «зеркалить» сложно, но возможно и, более того, в некоторых ситуациях необходимо.
Перед дверью, к которой меня проводил сопровождающий, я попросил его удалиться, сказав, что представлюсь сам. Затем расстегнул пиджак, расслабил узел галстука а-ля Жириновский, взлохматил волосы, взял портфель подмышку, открыл дверь и, позёвывая, медленным, тяжелым шагом вошел в аудиторию. Подойдя к столу, уронил на него портфель, обвел мутным взглядом собравшихся.
За двадцать секунд паузы, я попытался уделить 1-2 секунды каждому. Выделил из 15 присутствующих девушку, чей взгляд мне показался чуть более заинтересованным, чем у остальных, я, глубоко, сочувственно вздохнув, произнес первые слова.
- Недаром, недаром Господь завещал в священных скрижалях Моисею чтить день субботний, посвящать его раздумьям и размышлениям, уходить об дел мирских и предаваться мыслям возвышенным. Ваше руководство не уважает Божьи заповеди, заставило Вас, и меня (меня – обязательно выделяем динамикой и высотой голоса), придти сегодня сюда и заняться делом, вместо благочестивого отдыха…
Далее следует словесная импровизация по поводу каждого из собравшихся:
-…Вот, например, эта милая девушка, единственная, смотрящая мне в глаза… Кстати, как Вас зовут?
- Катерина.
-Например, милую девушку Катерину сегодня наверняка оторвали от запланированных ею приятных дел, встреч, свиданий… (Про свидания можно говорить смело, колечка, и даже следа от него, на безымянном пальце правой руки девушки нет). Она молода и красива, а ее работодатели вместо того, чтобы она воспользовалась выходными днями своих лучших лет, обязали ее сидеть в душной комнате 8 часов кряду. (Катя – ваша, она уже улыбнулась).
- Кстати, молодой человек, сидящий по левую руку от Катерины, не кажется ли Вам, что в аудитории, где нам с вами суждено провести эти часы, душновато? Как ваше имя?
- Константин…
- Константин, что с древнегреческого значит – «постоянный»… Константин, у тебя (естественный переход на «ты») прекрасный рост, почему бы тебе не приоткрыть оконную фрамугу. (Все! Константин –тоже ваш! Он теперь ваш помощник).
- Мне кажется, молодым людям, сидящим за шкафом при открытой фрамуге дует.. Как вас зовут?
- Андрей!
- Лена!
- Андрей и Лена! Красивое словосочетание. В одном имени буква «рэ» подчеркивает символ мужественности. Лена, с ее мягкими «эль» и «эн», -сама женственность. Лена, Андрей, идите к нам поближе…Не хватало еще, чтобы от усердия вашего руководства, вы не только не отдыхали в выходные дни, но и заболели! (Парочка тоже – ваша) ……
Где-то в середине:
- Меня зовут Эльдар Рафикович. Но на эти два дня, для вас я просто Эльдар. Давайте забудем о моих сединах…
На установку контакта - 12 минут. Многовато, конечно, но что делать? За это время я успел со всеми перезнакомится, раздал бейджи, завязал приспущенный галстук, застегнул пиджак. Речь моя, незаметно для них, приобретала с каждой минутой более уверенное, энергетически выверенное звучание, убыстрялась. Брошенные вялые руки обрели осмысленную жестикуляцию, взгляд из тусклого и блуждающего стал ярким, целеустремленным, плечи мои расправились…
На тринадцатой минуте они подхватили мое дыхание и на четырнадцатой уже «зеркалили» меня! Что и требовалось.
Тренинг прошел «на ура!», в воскресенье вечером они всей гурьбой провожали меня до машины. |