Наша подписка

Подписаться на рассылку "Как же поступить в Театральный ВУЗ?"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Наш Skype

Skype Me™!

Мы в сети

youtube

youtube

facebook






Фотогалерея

Фото 18
Image Detail

Счетчики

Рейтинг@Mail.ru
Юмор – высокий пилотаж оратора
Блог Эльдара Тагиева

Яркая шутка, свежий анекдот, интересная байка, история из собственной жизни, рассказанная образно, выстроенная по общим законам захватывающей драматургии, – вызывают смех  и благодарность у аудитории.

Но смеются люди не так уж часто. И просто так они это не делают. Причина смеха – реакция на неожиданность. Но эту неожиданность, как ни парадоксально это прозвучит, необходимо тщательно уметь преподнести. То есть, умению вызвать смех, необходимо учится.

Существуют люди, награжденные природным юмором, но их – единицы, и нам не остается ничего, как завидовать им, восхищаться их мгновенной реакцией, умением обратить с помощью удачной шутки любую ситуацию и выпад слушателей в свою пользу. Большинству из нас приходиться этот навык в себе растить и нарабатывать.

Возможно ли этому научиться? И как это сделать?

Возможно. Как? Попробуем разобраться.

Самоирония.

Карстен Бредемайер в своем известнейшем труде «Черная риторика» предупреждает об опасности самоиронии. Порой он прямо утверждает, что для выступающего самоирония губительна. Я с ним категорически не согласен. Во-первых, потому, что он разбирает в своей книге элементы «черной риторики», где принцип нападения главенствующий, а в любом наподении проявление самоиронии – проявление слабости атакующего. Во-вторых, Брадемайер, конечно, великий тренер, но … он немец. А как гласит пословица: «Что русскому хорошо, то немцу – смерть!»

Самоирония выступающего, поданная «вкусно» с юмором, всегда найдет отклик у аудитории и сблизит выступающего и слушателей.  Мне нравиться фраза классика: человечество смеясь, расстается со своим прошлым. Отдельного человека это тоже касается. Если он смеется над самим собой, то от этого сразу делается лучше –  не таким мрачным, высокомерным, серьезным.

Если вам удалось рассмешить аудиторию – это всегда успех. Конечно, речь не идет о тех случаях, когда вы упали с трибуны или перепутали текст выступления. Нельзя, чтобы над вами смеялись, как над неудачником и пустобрехом – этого нельзя допускать ни в коем случае!

А вот самому поиронизировать над собой – это отлично, и пусть слушатели поддержат вас своим смехом.

Например, вы пообещали прочитать интересную цитату, долго искали ее на глазах у публики, но так и не нашли. Опытный, хороший оратор обязательно «обыграет» эту ситуацию. Можно развести руками и сказать: «Склероз!». Или сказать: «Не нашел, ну и бог с ней, не такая уж она и важная!» И искренне улыбнуться.

Кстати, мы очень мало улыбаемся. Вообще, мы нация малоулыбчивая. Когда мир стал открытым, и люди начали ездить за границу, они возвращались оттуда с вытаращенными глазами и говорили: «Господи, там все улыбаются!». А мы слишком серьезные. И выступления у нас такие же. Как будто у нас вечный кризис, и выхода из него не предвидится.

Мне нравится, что сейчас в хороших бизнес школах руководителей учат другому стилю общения и выступления – более легкому, более человечному. Я приверженец такого общения.

На своих тренингах я частенько прошу каждого ученика перед выступлением подумать, какой момент его речи вызовет веселую реакцию. Хочу предупредить и дать совет: шутить над аудиторией очень опасно. И лучше этого не делать – это большой риск.

Шутить по поводу внешнего вида кого-то из слушателей, над предоставленной аудиторией, по поводу опоздавших  по уважительной причине – нельзя ни в коем случае! Это может вызвать совсем не ту реакцию, которую вы ожидаете.

Пошутив над собой в самом начале выступления, вы добиваетесь практически мгновенного установления контакта. Однажды, в молодости, я  присутствовал на лекции журналиста-международника Игоря Фесуненко. Он вошел в аудиторию и  первое, что он сделал, сообщил нам:  я скоро усядусь на стол. – не обращайте внимания, - я слишком долго работал в странах Латинской Америки, а там люди ведут себя раскованно и вообще делают что хотят… Все заулыбались, лекция обещала быть интересной и это ожидание полностью оправдалось.

Помню великолепную докладчицу Нину Звереву, телевизионного мэтра и яркого педагога по общению, которая, как бы, не нарочно во время лекции снимала с руки часы, кольца и бросала их,  где ни попадя. При этом она говорила незнакомой аудитории: «Не могу отделаться от привычки во время выступления снимать с себя всю бижутерию – она мешает жестам! Двадцать лет выступаю, двадцать лет все раскидываю,  и каждый раз потом нахожу все на месте. Такие у нас люди – интересуются больше лекцией, чем часами с кольцами…» И как-то сразу устанавливается контакт.

Но важно понять одну вещь. Эти «зачины» приемлемы определенным личностям, индивидуальностям. То, что подходит одному, не подойдет другому. Что возможно в одной аудитории – нельзя употреблять в другой. Ищите свои «фишки», присущие только Вам и употребляйте их к месту.

Частенько, к сожалению, люди совершают большую ошибку, считая: в жизни я такой, а когда выступаю, общаюсь официально или предъявляя себя новому работодателю, должен быть совершенно другим.

В результате человек надевает на себя маску и сразу очень много теряет.

Сейчас – спрос на искренность, на предъявление себя таким, какой вы есть. Плюс, конечно, подготовка и мысль! И если вы знаете за собой умение шутить – используйте его на полную катушку! Но при этом будьте осторожны! Считается, что шутка сглаживает все шероховатости выступления. Но неудачная шутка может не только подчеркнуть все эти шероховатости, но и перечеркнуть достоинства. А бывает, что неуместная шутка подобна бензину, с помощью которого вы пытаетесь потушить костер.

Чтобы было понятно, что я имею в виду, расскажу один реальный случай. Произошел он с моими друзьями актерами. Актерской бригадой они сначала спускались по Волге от Нижнего Новгорода до Астрахани, потом поднимались обратно, шли от пристани к пристани, давали порой по три концерта в день, уставали, забывали порой где они были, где не были. Как водиться повторяли одни и те же шутки. Вот их однажды сняли с теплохода, привезли в какой-то сельский клуб. Попав на сцену, конферансье в сотый раз пошутил, что незваный гость хуже татарина. А случилось это под Казанью. В зале одни татары. В зале – мертвая тишина. Тогда молоденькая актриса попыталась «сострить», «спасти положение», выбежала на сцену и звонко прощебетала: «Наш конферансье хотел сказать, что незваный гость – лучше татарина!!!»

Хорошо, что они успели ноги унести из этого зала!

 

 

Важно! Никогда не рассказывайте про себя то, что может повредить вашей репутации!

Надо точно понимать, что есть уместная шутка, а есть неуместная, и не всякая спонтанная шутка хороша, так же как не всегда «срабатывает» шутка, которая вас спасала много раз. Словом, шутка – штука коварная  (обратите внимание: слова разные, а буквы одни и те же)!

Анекдоты.

Но еще опаснее анекдоты, потому что, во-первых, хороший анекдот – только свежий и малоизвестный.

А во-вторых. Вы можете не сблизиться с аудиторией, а наоборот – потерять ее! Анекдот отвлекает, люди не просто смеются, а начинают обсуждать услышанное, вам трудно снова завладеть их вниманием. Ведь что такое хороший анекдот? Это целая пьеса – с началом и неожиданной развязкой. Удачные анекдоты те, которые максимально подходят к теме вашего выступления.

Предположим, у вас выступление на 15 минут. Это означает, что в середине обязательно должен быть какой-то момент для улыбки, для того, чтобы отвлечься. Люди не могут четверть часа слушать на одном дыхании, особенно если приходиться воспринимать сложную информацию. Надо обязательно дать им возможность расслабиться.

Но если половина аудитории знает анекдот, вы можете попасть в неловкую ситуацию. Можно сначала спросить: «А вы знаете анекдот о том-то?» Если один человек знает – ничего страшного, кивните ему как своему близкому знакомому. Или начните рассказывать и сразу увидите по реакции – раз люди в большинстве своем знают этот анекдот, то быстренько перейдите к финалу и объясните, почему он вам понадобился. Тогда вы опять выиграете.

А вот за шутку, сказанную дважды, как говорят в Одессе, бьют. Я знаю, что Виктор Шендерович, который ездит по стране с одним и тем же концертом в течение года, старается выступать на разных площадках, чтобы в зале не оказалось людей, которые его уже слышали. Потому что, они будут сильно разочарованы.

Разочарованы, в том числе и тем, что, оказывается, репризы между историями и байками готовятся заранее, а именно так и должно быть при подготовке выступления. Это секрет оратора, который должен оставаться секретом, несмотря на публичность. И повторяемость выступлений.

 

Выводы и советы.

 

- Посмотрите разделы анекдотов в Интернете и попробуйте найти такой, который подходит к вашей специальности и к теме вашего выступления.

- Расскажите в компании несколько анекдотов – посмотрите насколько внимательно Вас слушают.

- Найдите с десяток анекдотов или баек, которые вам нравятся, занесите в записную книжку, хотя бы ключевые фразы из них, чтоб не забыть. Через несколько дней попробуйте рассказать их на диктофон – проверьте свою память и умение рассказывать.

- Найдите в Интернете речи выдающихся людей, прочитайте (прослушайте) их, найдите те моменты, где докладчик иронизирует над собой.

Пример – писательница Джоан Роулинг, выступая перед выпускниками Гарварда,      рассказывает, что страшно волновалась, получив предложение выступить, но это волнение принесло ей радость в виде похудения…

Таких примеров следует  найти не менее пяти.