Фантазия и наблюдательность у начинающего актера.
(Эта заметка, скорее, обращена к начинающим актерам или студентам Театрального ВУЗа, чем к абитуриентам, поскольку речь пойдет не о понятии «Я», а об «образе», точнее попытке создания «образа»).
В профессии актера особенно опасно подменять поиски верного решения выдумыванием. У выдумки шаткий фундамент, часто ничем не обоснованный, мотивированный лишь субъективными сентенциями, типа: «я так вижу», «мне так хочется». Не выдумывать, а вести разведку умом – вот что нужно! Поиск рождает открытие. Правильный путь в исполнительском, актерском деле выбирает тот, кто проверяет себя (и свою актерскую фантазию) мыслью, а мысль – делом. И самое ценное в этом процессе - стремление.
Выдумка – даже если она и блестяща , в конечном счете, приводит к созданию актерских штампов. Какой бы ни была буйной фантазия творца, она в конце концов истощается, ибо источник ее – сам творец. Полнокровное питание творчеству может дать только жизнь.
Многие будущие актеры ошибочно принимают способность к выдумке за способность фантазировать без учета особенностей собственной фантазии, которая развивается в заданных обстоятельствах, на основе идеи произведения, образа и т.д. Сложность заключается именно в заданности. Уметь фантазировать конкретно, целенаправленно, подлинно, продуктивно, а не вообще – вот что главное. И это навык, который тренируется!
Часто режиссеры театров жалуются на «бедную» актерскую фантазию. Истоки таких жалоб прежде всего в ошибочном направлении ее натренированности. Актер фантазирует вне предлагаемых обстоятельств, так сказать, от себя. Между тем «идти только от себя» - значит строить фундамент для жизни персонажа на своей человеческой природе. А уметь легко фантазировать, без напряжения, от имени и «в шкуре» персонажа – качество, которое вырабатывается трудно и длительно. Прямое участие в процессе «победы над собой» принимают такие элементы «системы» Станиславского, как «Внимание» и «Наблюдение».
Наблюдательность присуща всему живому, хотя и в разной степени. Во многом она обусловлена возможностями каждого человека. Один пристально наблюдателен, другой рассеян. Это значит и внимание 2рассеянное». Внимание есть путь к умению наблюдать. «Нет ни одной минуты в жизни человека, чтобы внимание его не было привлечено каким-либо объектом». Внимание к объекту, в силу опять же человеческой природы, вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще больше сосредотачивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, переплетаясь с действием и сливаясь с ним, создает крепкую связь с объектом.
То же самое можно сказать о наблюдательности. Как и внимание, она бывает стойкой и легко разрушаемой. Во втором случае обычно возникает привычка у начинающего актера – не разгадав одного объекта, перескакивать на другой, т.е. быть поверхностно наблюдательным. Каждому актеру необходимо умение долго и внимательно наблюдать объект, чтобы раскрыть черты характера, разгадать подлинную линию поведения человека. И речь идет о наблюдательности, обращенной не столько к внешним проявлениям, сколько к мотивам действия.
Объектом наблюдательности, как ни странно, служит и сам актер, поскольку ищет в себе черты близкие к сущности персонажа. При этом он выделяет в собственной природе нужное для воплощения образа, а все негодное отодвигает до «следующего раза» - т.е. для другого персонажа, в другой роли.
|