Работа оратора с трудной аудиторией. Как?
Когда встает вопрос о цели спикера при работе с трудной аудиторией, многие ораторы отвечают: главная цель - убедить, заставить , перевести слушателей на свою сторону.
А если вы приходите в качестве слушателя на публичное выступление, а вас там заставляют что-либо сделать или убеждают, что вам следует поменять ваши позиции, что вы при этом чувствуете? Если не отторжение, то уж внутренне сопротивление – это точно!
Из этого следует, что тактика работы оратора с аудиторией зависит от степени ее сопротивляемости. Если ваша аудитория – аудитория единомышленников, так называемая «доброжелательная аудитория» - то есть смысл использовать тактику ВОВЛЕЧЕНИЯ. Мост между вами и аудиторией уже перекинут и остается лишь пойти навстречу друг другу. Гораздо сложнее, аудитория недоброжелательна, трудна. Это также трудно, как перебраться с берега на берег в ночь Питерского наводнения, когда мосты разведены и другой переправы нет!
Но тактика для такой сложной переправы также существует. И носит она название – «РАЗРЫВ ШАБЛОНА» или «ПРОВОКАЦИЯ»
Не стоит нудно и многократно повторять, как мантру: это нужно сделать, это принесет пользу, это лучшее решение, и так далее. От ваших заунывных причитаний – сопротивление аудитории лишь возрастет, поверьте! Гораздо корректней (да и позитивнее для обеих сторон) заявить: «Я пришла к Вам помочь присоединиться к моей точке зрения».
В этом и есть вовлечение. В С самого начала выступления вы создаете общее видение, что аудитория с Вами. Например, если вы выступаете перед матерями, которые в уверенности, что дают ребенку самое лучшее, кормят его козьим молоком, а вы представляете компанию молочные смесей. В данном случае- убедить –это также помочь мамам присоединиться к другой точке зрения, что сбалансировнные молочные смеси для ребенка полезнее козьего молока!
Схитрите, произнесите следующую фразу: « Да, на первый взгляд, козье молоко кажется более полезным сбалансированной молочной смеси. Но, давайте задумаемся, какими химикатами поливают поля, на которых пасутся козы? А что делать детям-аллергикам на белок? Ведь известно, что таких детей- 23 %»
Эти вопросы и станут вашими замаскированным «ключевым сообщением», но дадите его вы не в лоб, (покупайте наши молочные смеси номер 1) а - без сопротивления, выводя аудиторию на «внутренний диалог с вами».
Оратор, помимо ключевого сообщения, может привнести ресурс веры и позитивного отношения к своему предложению, на основе которого слушатели снимут психологический барьер в восприятии новому и откроют для себя новый подход, который раньше вызывал сопротивление. Ваша задача - Помочь слушателям стать лучшими или предложить лучшие подходы
Также не бойтесь разрушать глиняные колоссы мнимых авторитетов.
Предлагайте трудной аудиторией сразу отбросить неправильные установки, такие как:
- Во всех грехах виноват оратор
- Если оратора не поняли, то виноват оратор
И ещё: Оратор, порой, в силу собственной неуверенности, или от того, что вычитал в очередном учебнике по риторике, что «необходимо сделать комплимент аудитории», начинает примитивно заискивать перед слушателями, подменяя искреннюю комплиментарность банальными дошкольными сюси пуси ... –это сами знаете, ничем позитивным не заканчивается.
- Также аудиторией не воспринимаются позитивно следующие выражения спикера, они не вовлекают а создают барьеры - особенно, если они звучат неоднократно:
Например, когда оратор часто говорит: Повторяю ибо это достаточно деструктивно. Или если оратор постоянно призывает аудиторию: Запишите, пожалуйста. Оратору имеет смысл быть чуть меньше назидательным, так как работая с трудной аудиторией, как никогда важно смотивировать людей на действия
Более «тонкая» задача для оратора в работе с трудной аудиторией - добавлять слушателей в круг своих сторонников, сделать их проводниками или, не побоюсь этого слова, адвокатами своих идей. Только развивая так называемую консенсусную среду вокруг своей идеи, вы сможете продать саму идею, запомниться и произвести должное впечатление . Если ценности вашей идеи или продукта или предложения волшебным образом соединятся с ценностями людей, сидящих в зале– это и станет тем механизмом, который опустит мост и соединит Васильевский остров с Невским проспектом.
А форматы взаимодействия могут быть следующие:
Чтобы оратора выступающего перед аудиторией слушали, особенно важно выделять ключевую мысль нижним тембром голоса, не бояться пауз
Использовать разные формы воздействия:
-задавать вопросы,
-приглашать участников на сцену,
-просить поднимать руки,
-раздавать разные карточки для голосования,
-запрашивать обратную связь от слушателей)
А что делать с агрессивной и сопротивляющейся аудиторией?
Если слушатели понимают, что оратор внедряет что-то новое, то они уже до старта вашей презентации чувствуют дискомфорт. Наша задача в этом случае – не просто помочь людям нас понять. Без превосходства, агрессии и мотивируя их, желательно на языке ценностей. Как же это сделать оратору, если перед ним резко негативно настроенная аудитория? И это правильный вопрос
Давайте себе ответим на вопрос: в какое время мы живем?
Особенно это относится к нынешним реалиям, когда все стремительно меняется , и вашим слушателям приходится работать в условиях сокращения зарплаты и минимизации бонусов, увольнениях, реструктуризациях, новых трудоемких инструментах и подходах.
Допустим, в одной компании идет переход от одной модели продаж к другой модели продажи и это вызывает колоссальное сопротивление у менеджеров и директоров – у всех. Вас уже заранее воспринимают как врага, который пытается научить опытных людей, как им жить
Мне приходилось работать с сопротивлением последние одной корпорации, и я использовала разные способы воздействия на сопротивляющуюся аудиторию . Я Вам поведаю сейчас о самом успешном способе из моего арсенала спасительных способов при работе с трудной аудиторией
Представьте себе, что передо мной сидят опытные и успешные продавцы и их директора, у многих опыт превышает 20 лет и они совершенно не хотят менять свои подходы в продажах.
Мне было важно на первом этапе вывести людей из зоны комфорта и даже сбить большой скепсис. Я использовала такой ценный инструмент, как легкая провокация и разрыв шаблонов.
Мои слова были следующие: Мне хорошо известно, что большинство из вас скептически относятся к данной модели продаж. Зачем Вам менять текущую модель продаж на новые подходы , тем более, когда у продавцов и директоров за плечами есть успешнхй 20-25 летний опыт в продажах? Раньше продавали на старых моделях, так и сейчас будем – думали директора.
Добиваясь внимания аудитории я подолжала:
Известно, что финансирование нашего сегмента в 2016 году снизится на 40%. Как эти изменения могут отразиться на нашей компании?
Какие недооцененнные Вами на данный момент риски имеются для ваших регионов?
Какие возможности Вы упускаете, если используете только устаревшую форму работы с клиентами?
Как Вы будете работать, если на рынке реализуются неприятные сценарии?
Как бы мои слушатели не относились к новой модели продаж , все включались в данный разговор после данных вопросах о рисках, неиспользованных возможностях и скрытых опасностях. Тут уже было гораздо легче сделать акцент на сильных сторонах модели и обсудить уже барьеры к ее применению.
А почему там происходило? Ответ прост: Человек так устроен, что зачастую не видит ни проблем ни перспектив в своей ситуации. И при этом искренне верит, что все и так будет хорошо.
Какие могут быть ваши действия при работе с сопротивляющейся аудиторией?
Задайте вопросы, которые заставят слушателей увидеть проблему под иным углом, применяя разрыв шаблона, пообщайтесь на языке рисков, альтернатив, неиспользованных возможностей и вы сблизитесь
Резюмируя, могу сообщить, что для сложной аудитории прекрасно работает техника присоединения, а для враждебно настроенной – разрыв шаблонов и провокация
Посмотреть ролик Вы можете здесь:
http://www.youtube.com/watch?v=wDgL8rTL4I4
|